Вагонные поставки бурого угля

Новости

Енисейское речное пароходство заявило об отсутствии мощностей для экспорта угля

Енисейское речное пароходство не готово к масштабным перевозкам угля. У компании нет никаких договоренностей о перевалке дополнительных объемов через порты в Лесосибирске, Красноярске и Дудинке. Так же, как и свободного флота.
Ранее с предложением использовать Енисей для перевозки угля до Севморпути выступил Минтранс РФ. Такой вариант стал бы альтернативой Транссибу и БАМу, которые уже перегружены. Однако в ЕРП указывают на то, что воплотить этот проект в жизнь в ближайшее время вряд ли удастся по объективным причинам.

Енисейское пароходство - единственный крупный перевозчик на реке. В прошлом году красноярские речники перевезли 3,7 миллиона тонн грузов. Флот ЕРП уже задействован полностью. Гипотетический экспорт угля - это еще миллионы тонн в год. Перевозить их не на чем. Строительство новых судов и барж займет годы.

"Производственный план на 2023 год предполагает полную загрузку мощностей, так как продолжается активное строительство ключевых проектов "Норникеля": Серный проект, строительство третьей линии Талнахской обогатительной фабрики. Разворачивается программа реновации Норильска, сохраняются обязательства по доставке грузов для жизнеобеспечения городов и поселков Таймыра (социальные грузы и грузы в рамках Северного завоза). Кроме того, логистические предприятия "Норникеля" выполняют партнерские обязательства по поддержке других недропользователей на Таймыре, реализующих стратегически важные для страны проекты - "Восток Ойл", ЧГРК", - заявили в пресс-службе пароходства.

РГ 

РБК узнал о планах властей повысить штрафы при перевозке грузов по железной дороге

Власти планируют повысить в пять раз штрафы для бизнеса и перевозчиков за раздутые заявки на транспортировку грузов по железной дороге, узнал РБК. РЖД недоволен, что компании запрашивают на всякий случай избыточные мощности, которые потом полностью не используют, а штрафы за это не менялись около 20 лет. В деловой среде считают, что РЖД лишь маскирует нехватку магистральных локомотивов и другие проблемы.


Власти готовятся в пять раз повысить штрафы за невыполнение грузоотправителями и перевозчиками заявок, поданных в РЖД на перевозку грузов, написал РБК со ссылкой на письма директора департамента транспорта правительства Анатолия Мещерякова и замглавы Минтранса Валентина Иванова в Минэкономразвития, Минфин, Минэнерго, Минпромторг, Минюст и Федеральную антимонопольную службу. Подлинность писем подтвердили два источника РБК в транспортных компаниях. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подготовил соответствующий законопроект, сообщил РБК.
Для перевозки грузов отправители и транспортные компании договариваются с оператором железных дорог — РЖД: подают заявки, в которых указано количество вагонов и тонн груза, станции назначения и другие сведения. Сейчас грузоотправители нередко завышают заявки, создавая для себя резервы, и РЖД из-за этого неверно распределяет пропускные и перерабатывающие возможности железных дорог, что осложняет работу и ущемляет интересы добросовестных грузоотправителей, заявил РБК представитель РЖД. Штрафы при этом не менялись почти 20 лет и поставляют 10 рублей за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 рублей за непогруженный контейнер, отметил РБК со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту. Накопленная инфляция за это время превышает 500%, поэтому и штрафы предлагается повысить в пять раз.
Законопроект касается архаичности отраслевого законодательства, в котором нет нормативных сроков приема груза к перевозке, что позволяет РЖД маскировать проблему нехватки магистральных локомотивов и узких мест в инфраструктуре, в первую очередь в направлении Дальнего Востока, заявил РБК источник в крупном железнодорожном операторе. Повышение штрафов создаст предпосылки для рисков злоупотреблений РЖД, занимающим монопольное положение, так как процесс принятия груза к перевозке сейчас не регламентирован по времени, сообщил РБК представитель крупного железнодорожного оператора «Нефтетранссервис».
Минфин «концептуально» поддерживает повышение штрафов, заявил РБК представитель министерства. Минтранс и Минпромторг отказались от комментариев. Минтранс предложил повышать штрафы не столь сильно, как предлагается, рассказал автор законопроекта Андрей Кутепов.
В 2022 году из-за санкций против России многие грузоотправители переориентировали потоки с Запада на Восток. По итогам года объем железнодорожных перевозок на восток впервые в истории превысил перевозки на запад, заявил глава РЖД Олег Белозеров на встрече с Владимиром Путиным 6 февраля.

 

РБК

Ринат Таиров
Редакция Forbes

Угледобывающие предприятия СУЭК в Красноярском крае наращивают темпы вскрышных работ

Угледобывающие предприятия «Сибирской угольной энергетической компании» в Красноярском крае наращивают темпы вскрышных работ.
Самое значительное перевыполнение плана по добыче угля среди предприятий СУЭК в Красноярском крае обеспечил в 2022 году Березовский разрез — 7,7 млн тонн, почти на 70 % больше плановых показателей. С начала 2023 года коллектив предприятия не сбавляет темп, что требует создания дополнительных резервов вскрытого угля для добычи.

«Для выполнения этих задач на предприятии введена в работу дополнительная техника», — уточняет заместитель главного инженера по горным работам филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Березовский» Александр Носов. Два новых автомобиля БелАЗ-75589 грузоподъемностью 90 тонн поступили на разрез по инвестиционной программе СУЭК. Одна такая машина до конца года сможет вывезти в отвалы 750 тысяч м3 горной массы.

Также на вскрышных работах продолжают трудиться автосамосвалы KOMATSU грузоподъемностью 90 тонн. Кроме того, на вскрыше в круглосуточном режиме задействован дополнительный вскрышной экскаватор ЭКГ-10 № 296, ранее находившийся в резерве. Вся техника, введенная в строй, укомплектована персоналом — водителями, машинистами и помощниками машинистов экскаваторов, всего на разрез принято около 20 человек.

Задача нарастить объемы вскрышных работ стоит перед всеми предприятиями СУЭК в Красноярском крае — а кроме Березовского разреза это Бородинский и Назаровский разрезы. В 2022 году они добыли более 34 млн тонн угля, что стало наивысшим показателем за последние десятилетия.

 

Newslab . ru 

В РЖД заявили о решении проблем с экспортом угля

Практически все российские угольные компании, особенно крупные, смогли найти новых потребителей за рубежом и договорились с клиентами о стоимости доставки своей продукции. Об этом заявил на брифинге в среду, 25 января, заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило, передает корреспондент РБК. По словам топ-менеджера, угольщики смогли решить логистические сложности, связанные с поиском судов и выбором оптимальных точек поставок своей продукции.

В результате с конца 2022 года в российские порты на северо-западе активно «поехал» уголь. «Это тенденция сохраняется в январе 2023 года: перевозки российского угля в северо-западные порты в этом месяце выросли на 32,9% к январю 2022 года. Рост погрузки угля в направлении северо-запада связан с большой работой, которую провели угольщики, они реально большие молодцы», — сказал Шило. По данным монополии, сейчас перевалочные мощности всех портов в регионе полностью загружены под отправку угля. «Исходя из роста объемов погрузки угля на сети РЖД в адрес северо-запада, мы точно можем сказать, что поддержка в виде дополнительных скидок на перевозку угольным компаниям с нашей стороны не требуется», — отметил топ-менеджер.

Устойчивый тренд на увеличение погрузки угля в начале 2023 года на северо-западном направлении действительно есть, соглашается представитель Национальной транспортной компании («дочка» крупнейшего угольного производителя СУЭК; управляет Мурманским морским торговым портом). «Все грузы в направлении порта доходят в срок, РЖД максимально подключаются к решению любых текущих вопросов», — утверждает он. Так, выгрузка угля на 24 января составила 528 вагонов в сутки, что на 30% больше, чем в январе 2022 года. При этом мощности порта пока не загружены на 100%, замечает представитель компании. «Надеемся, что перевалка в Мурманском порту в течение года будет расти по отношению к 2022 году и совместно с РЖД нам удастся сохранить возрастающие темпы отгрузки», — добавляет он.

«Действительно, порты Северо-Запада загружены практически на уровне их перерабатывающей способности, готовы принимать и больше угля», — говорит руководитель пресс-службы ЭЛСИ (объединяет компании «Эльга Уголь» и «Сибантрацит») Анастасия Харитонова. Сложившийся грузопоток в порты Северо-Запада — вынужденная мера угольщиков, лишенных возможности везти свой материал в достаточном объеме через порты Дальнего Востока и юга России, поясняет она. Большинству угольных компаний приходится везти свою продукцию в адрес потребителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через порты Северо-Запада. Такая логистика обнуляет рентабельность продаж угля, но позволяет не остановить добычу, не увольнять огромные рабочие коллективы и не закрывать предприятия, утверждает Харитонова. По ее словам, угольные компании «максимально быстро» своими силами решили проблемы, связанные с санкционными действиями в логистике, трейдинге и в системах взаиморасчетов. РБК обратился за комментарием к представителям портов на Северо-Западе и направил запросы в пресс-службы других крупнейших производителей угля — СУЭК, «Кузбассразрезугля», «Русского угля», «Распадской», «СДС-Угля» и «Мечела».

В ответ на проведение военной операции на Украине Евросоюз с 10 августа 2022 года полностью прекратил закупку российского угля. После этого производители столкнулись со сложностями при экспорте из-за отказа европейских страховщиков работать с ними по всему миру, говорил РБК заместитель министра энергетики Сергей Мочальников. «Вышло разъяснение, которое запрещает европейским компаниям страховать, перестраховывать суда с российским углем, которые двигаются в любом направлении, не только в Европу — это серьезно сказывается [на экспорте]», — отмечал чиновник.

Осенью 2022 года на проблемы с вывозом угля на экспорт премьер-министру Михаилу Мишустину жаловался губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. По состоянию на 14 октября в Кузбассе простаивало 12 тыс. вагонов, в которых находится более 800 тыс. т угля, отмечал губернатор.

РБК

На Березовском разрезе СУЭК совершенствуют исследования качества продукции

В испытательную лабораторию угледобывающего предприятия по инвестиционной программе СУЭК поступило новое оборудование – прибор для измерения удельной поверхности коксовой мелочи СОРБИ-М.

"Прибор российского производства. Он удобен в эксплуатации, позволяет всего за 15-20 минут получить точные и надежные измерения по заданным параметрам, работает "в связке" с персональным компьютером, оснащен современным программным обеспечением, которое выводит измерения на экран в режиме реального времени", - поясняет заведующая испытательной лабораторией Березовского разреза Мария Бикмеева. Всего за последние годы в лабораторию, одну из передовых в СУЭК, поступили семь единиц нового оборудования, и ее оснащение продолжается. Кроме освоения современных приборов лаборанты каждый год участвуют в межлабораторных сравнительных испытаниях, подтверждая свою высокую квалификацию в ФГУП "ВНИИ имени Д.И. Менделеева" из Санкт-Петербурга.

Коксовая мелочь, для измерения качества которой предназначен новый прибор СОРБИ-М, напомним, – один из видов продукции, выпускаемый инновационным комплексом глубокой переработки угля, введенном на Березовском разрезе в 2020 году. Также из коксовой мелочи комплекс изготавливает сорбент для нефтехимии, брикеты для металлургии и бездымное топливо для бытовых нужд.

СУЭК 

СУЭК-Кузбасс ввел на шахте им. Рубана лаву с запасами 4,1 млн т угля

АО "СУЭК-Кузбасс" ввело в эксплуатацию на шахте им. Рубана лаву с запасами 4,1 млн тонн угля энергетической марки Д, сообщает пресс-служба компании.
Вынимаемая мощность пласта Полысаевский-2 составляет 4,8 метра. Планируемая среднемесячная нагрузка на забой - 400 тыс. тонн угля.

"Очистной забой оборудован 175 секциями крепи. В лавный комплект также вошли мощный конвейер и высокопроизводительный очистной комбайн. Все оборудование использовалось при отработке предыдущей лавы на участке "Благодатный Глубокий". Вместе с тем, был произведен частичный ремонт секций крепи", - отмечается в сообщении.

В "СУЭК" входят 25 шахт и разрезов, 10 обогатительных фабрик и установок, 27 ТЭС, терминал в порту Ванино (Хабаровский край), "Мурманский морской торговый порт" (MOEX: MSCP).

ИНТЕРФАКС 

34 года на благо людям

«Разрез Тугнуйский», крупнейшее промышленное предприятие на территории Республики Бурятия, отмечает свое 34-летие.

Свою историю «Разрез Тугнуйский» начинает с приказа № 17 Минуглепрома СССР от 24.01.1989 г., определившего статус строящегося разреза как действующего промышленного объекта.

Самые лучшие специалисты, собранные в 80-х годах по всему Советскому Союзу, поднимали разрез и строили шахтерский поселок Саган-Нур. В середине марта 1989 г. была отгружена первая тонна угля потребителям. За первый год работы коллектив разреза добыл 950 тысяч тонн угля.

За эти годы пройден огромный путь, от основания в 80-х годах, кризиса в 90-х, модернизации и технического перевооружения в 00-х, впечатляющих достижений в 10-х, и реалий сегодняшнего дня - одного из крупнейших угледобывающих предприятий Российской Федерации по добыче каменного угля, оснащенного высокопроизводительной техникой и новейшими технологиями отработки месторождения.

Нынешнее поколение угольщиков продолжает славные традиции первооткрывателей. На сегодняшний день горняки Тугнуя добыли 233 429 тыс. тонн угля с начала эксплуатации разреза. Сейчас на угледобывающих предприятиях Тугнуя трудится более 2,5 тысяч человек, это квалифицированные специалисты, готовые работать с полной самоотдачей, для которых, «Разрез Тугнуйский» является крепкой опорой, гарантом стабильности и благополучия.

«34 года – немалый срок для горнодобывающего предприятия, но «Разрез Тугнуйский» молод, энергичен и полон сил, ведь за время своей недолгой жизни он ни на миг не приостанавливал свое развитие, создал мощный фундамент для дальнейшей стабильной работы и реализации самых смелых проектов!» - говорит технический директор АО «Разрез Тугнуйский» Красиков Валерий Дмитриевич.

СУЭК – 24 января 2023 года

Назаровский разрез с морозами справился!

Аномально низкие температуры в минувшие выходные не изменили график работы назаровских угольщиков, отгрузка угля потребителям велась по установленному графику.

К работе в таких экстремальных условиях Назаровский разрез готовился заблаговременно. «Морозами назаровских горняков не испугаешь. Конечно, на производственном процессе сложные погодные условия отражаются. Заранее мобилизуем силы, готовим технику. Персонал компетентно и внимательно обслуживает механизмы, чтобы не допустить поломок и простоев. Необходимые мероприятия были выполнены в полном объеме, что позволило пройти этот этап с минимальными потерями», - рассказал Александр Пасечник, главный механик Назаровского разреза.

Для горного оборудования при работе в экстремально низких температурах разработан специальный регламент эксплуатации техники. Особое внимание уделяется системам обогрева и смазке деталей горной и вспомогательной техники. Отгрузка угля в морозы Назаровской ГРЭС, основному потребителю Назаровского разреза, ведется без сбоев, с соблюдением плановых показателей. Добавим, что на сегодняшний день предприятие добыло около 280 тысяч тонн угля, на 10 % больше, чем за такой же период 2022 года.

Назарово-Онлайн 

СУЭК в 2023г вложит рекордные 4 млрд руб. в свои красноярские предприятия

Красноярские предприятия АО "Сибирская угольная энергетическая компания" ("СУЭК") в 2023 году реализуют рекордную инвестиционную программу объемом 4 млрд рублей, сообщает пресс-служба компании.
Со ссылкой на гендиректора АО "СУЭК-Красноярск" Андрея Федорова сообщается, что основными направлениями инвестпрограммы станут модернизация техники и реализация экологических проектов.

В частности, планируется продолжить строительство современных сооружений очистки карьерных вод на разрезах компании. В настоящее время на Березовском разрезе построен высокотехнологичный очистной комплекс замкнутого цикла, на очереди - Бородинский и Назаровский разрезы.

Среди других крупных проектов "СУЭК-Красноярск" - продолжение реконструкции горных работ на Бородинском разрезе, модернизация Бородинского погрузочно-транспортного управления, а также закупка нового основного горного оборудования.

В "СУЭК" входят 30 угледобывающих предприятий, 7 обогатительных фабрик и установок, терминал в порту Ванино (Хабаровский край), "Мурманскийморской торговый порт", ремонтно-механические заводы в 8 регионах России, а также "Сибирская генерирующая компания".

В Красноярском крае "СУЭК" принадлежат три угольных разреза - "Бородинский", "Назаровский" и "Березовский". Их управлением занимается АО "СУЭК-Красноярск".

 

ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ

Предприятия СУЭК обеспечивают стабильные поставки топлива в период праздников и морозов

СУЭК – Около 1,3 млн тонн угля отгрузили красноярские предприятия СУЭК потребителям с начала 2023 года. Круглосуточную трудовую вахту угольщики несли на протяжении всех новогодних каникул, включая ночь с 31 декабря на 1 января. Отгрузка на предприятиях ведется непрерывно, без сбоев, что позволяет сохранять тепло в квартирах красноярцев даже в период максимального снижения температур.

Уже с первых дней нового года красноярские предприятия СУЭК работают с результатами на 20 % выше, чем в такой же период 2022 года. "Таким образом мы сохраняем высокие темпы производства, взятые во втором полугодии 2022-го. По итогам года мы добыли 34,2 млн тонн угля. Это даже больше, чем мы прогнозировали. И на 37 % больше, чем в 2021 году. План на 2023-й – 32 млн тонн, и минувший год показал – нам такие задачи по силам", - прокомментировал генеральный директор АО "СУЭК-Красноярск" Андрей Федоров. Но самое главное, подчеркнул он, энергетикам и угольщикам СУЭК в условиях сокращения выработки энергии гидростанциями удалось сохранить энергетический баланс, обеспечить возросшие поставки топлива на станции угольной генерации.

В Красноярском крае в составе СУЭК работают три крупнейших угольных разреза – Бородинский, Назаровский и Березовский, а также предприятия логистики, сервисного и ремонтного обслуживания техники. Количество сотрудников, занятых на предприятиях СУЭК в регионе, – свыше 5 тысяч человек. Красноярские разрезы поставляют уголь как в энергосистему края, частный сектор, так и в соседние регионы – Хакасию, Новосибирскую область, Алтайский край, а также в адрес предприятий ЖКХ Дальнего Востока.

Даём стране угля

Газета Гудок – Среднесуточный уровень погрузки угля на станции Заозёрная в декабре 2022 года составил 1194 вагона, или 82940 тонн. Как сообщил «КЖ» начальник станции Илья Пастернак, это рекордный объём за последнее десятилетие.

– За последний месяц 2022 года со станции отправлено 37 тысяч вагонов, или 2,57 млн тонн угля. В целом же с начала 2022 года со станции отправлено 312,9 тысячи вагонов и свыше 22,04 млн тонн угля, – сказал Илья Пастернак.

Напомним, Заозёрная является крупнейшей грузовой станцией Красноярской магистрали. Основной номенклатурой её погрузки (более 99% общего объёма отправляемой продукции) является уголь месторождений Канско-Ачинского угольного бассейна (КАТЭК), в первую очередь крупнейшего в России Бородинского разреза.

При этом в декабре 2022 года угольщики также зафиксировали свой рекорд – по объёмам добычи угля.

– Ударно работают наши трудовые коллективы на Бородинском и других разрезах. Так, 11 декабря наше производственное объединение достигло рекорда суммарной суточной добычи в 154,7 тысячи тонн, – прокомментировал генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Андрей Фёдоров.

Как сообщили в Красноярском центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), основная часть угля из Заозёрной отправляется на предприятия жилищно-коммунального хозяйства и теплоэнергетического комплекса. В первую очередь это отопление миллионного мегаполиса Красноярска.

Всего же со станций Красноярской железной дороги ведётся доставка угля для 20 регионов Сибири и Дальнего Востока.

– Угольная генерация Сибири работает в условиях повышенных нагрузок по выработке электроэнергии из-за маловодности в водохранилищах Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Этим объясняется высокий спрос на твёрдое топливо в регионах Енисейской Сибири, – отметил начальник Красноярского ТЦФТО Руслан Юдин.

В период отопительного сезона углепогрузочные станции Красноярской дороги работают в усиленном режиме. В первой половине декабря для предприятий ЖКХ и ТЭК отправлялись в среднем более 1800 вагонов с твёрдым топливом. За три осенних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) – для них погружено более 120 тысяч вагонов (8,8 млн тонн). В том числе, 3,4 млн тонн твёрдого топлива (40%) доставлено в адрес предприятий жилищно-коммунального хозяйства и «большой энергетики» Красноярского края и республики Хакасии.

Провозная способность Восточного полигона по итогам 2022 года достигла 158 млн тонн

Перевозки грузов по Восточному полигону в прошлом году составили 148,8 млн тонн

МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. Провозная способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба) по итогам 2022 года достигла 158 млн тонн, сообщили в пресс-службе РЖД.

"Провозные способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2022 году достигли 158 млн тонн. Этот показатель также подтвержден на заседании правительственной комиссии по транспорту, состоявшемся 28 декабря 2022 года. Таким образом, ОАО "РЖД" выполнило ключевой параметр, закрепленный в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", - отметили в пресс-службе.

По данным РЖД, в 2022 году перевозки грузов по Восточному полигону составили 148,8 млн тонн, что почти на 5 млн тонн больше действовавших провозных показателей полигона.

При этом РЖД планируют нарастить провозные возможности Восточного полигона до 173 млн тонн к концу 2023 года и перевести более 160 млн тонн. "Всесторонний подход к использованию возможностей Восточного полигона позволяет прогнозировать, что по итогам этого года перевезем больше 160 млн тонн. А провозные возможности сможем нарастить до 173 млн тонн", - отметили в холдинге.

В РЖД напомнили, что в рамках I этапа развития Восточного полигона с 2013-2022 годы были построены более 1 200 объектов, реконструированы 5 тыс. км пути. До конца 2024 года планируется уложить около 1,3 тыс. км дополнительных главных путей, а также реконструировать 32 разъезда и 26 станций.

В 2022 году строительный комплекс компании выполнил максимальный объем работ на сумму 131 млрд рублей.

Россия с помощью скидок утроила поставки угля в Индию

Coalmint: в 2022 году поставки дешевого российского угля в Индию выросли в 3,6 раза

За минувший год поставки российского угля в Индию выросли в 3,6 раза, с 2,35 миллиона тонн до 8,43 миллиона. Такие данные со ссылкой на индийское отраслевое консалтинговое агентство Coalmint приводят «Ведомости».

Добиться этого российские экспортеры смогли с помощью серьезных скидок — на фоне эмбарго ЕС, вступившего в силу в августе, компании предлагали уголь дешевле, чем поставщики из Южной Африки и Австралии.

В июле стоимость угля на мировом рынке доходила до 400 долларов за тонну, но российское топливо, по данным Центра развития энергетики, уходило со скидкой в 200 долларов. К октябрю скидки дошли до 70 процентов.

К настоящему времени доля российского угля в индийском импорте незначительна. Страна закупила за 2022 год 161,8 миллиона тонн угля, при этом 107,5 миллиона тонн пришло из Индонезии (плюс 44,8 процента за год). Вместе с тем в Coalmint ожидают, что в ближайшие годы Индия сократит импорт из-за намерения увеличить собственную добычу.

Для России индийский рынок стал одним из способов компенсировать потерю премиального европейского. Согласно декабрьской оценке Международного энергетического агентства (МЭА), в 2022 году экспорт энергетического угля из России упадет на 10 процентов, до 157 миллионов тонн (официальных данных пока нет). При этом эксперты организации ожидают, что в ближайшие три года падение продолжится из-за увеличения добычи в Индии и Китае.

vedomosti . ru

Скандинавские страны инвестировали в экономику Москвы $ 1,2 млрд

Накопленный объем иностранных инвестиций из Скандинавских стран в Москву составил 1,2 миллиарда долларов, при этом большая доля приходится на Швецию. Инвесторы вкладывают средства в сферы промышленности и высоких технологий, сообщил Информационный Центр Правительства Москвы со ссылкой на заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
«По последним данным Центрального банка Российской Федерации на 1 июля 2021 года накопленный объем иностранных инвестиций в Москву из стран Скандинавии составил 1,2 миллиарда долларов. Из них 77 процентов от общего объема — 912 миллионов долларов, вложили инвесторы из Швеции, 20 процентов — 239 миллионов — из Дании и 3 процента — 41 миллион — пришлись на Норвегию. В целом, за последние пять лет накопленный объем иностранных инвестиций из скандинавских стран вырос на 21 процент», — отметил заместитель мэра.

Как правило, скандинавские инвесторы вкладывают средства в компании, которые занимаются финансовой и страховой деятельностью, в сферу торговли, сектор промышленности и высоких технологий, а также в недвижимость.

«Скандинавские страны являются важным экономическим партнером Москвы. Торговый оборот города с этим регионом Европы за 11 месяцев 2021 года вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 25 процентов и составил 2,8 миллиарда долларов. Так, экспорт Москвы в страны Скандинавии увеличился на 27 процентов — до 1,35 миллиарда долларов. Объем импорта за январь–ноябрь прошлого года составил 1,45 миллиарда долларов, что на 23 процента выше показателей 2020 года», — рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.

На территории Москвы ведут хозяйственную деятельность скандинавские компании из разных отраслей. Так, шведское предприятие ABB локализовало в городе производство оборудования для систем связи в энергетике. В столице работает индустриальный сервисный центр компании SKF — крупнейшего в мире производителя подшипников, систем смазки и мехатроники. Представительство оператора связи Tele2 в России было основано с участием шведского капитала: в Москве расположен головной офис. Также головной офис имеют в столице косметическая компания Oriflame, производитель телекоммуникационного оборудования Ericsson, англо-шведская фармацевтическая компания AstraZeneca, производитель бытовой техники Electrolux.

Есть представительства в Москве датских компаний: Blucher Metal — производитель дренажных систем из нержавеющей стали, Blue Water Shipping — международный перевозчик грузов, Coloplast — производитель медоборудования и лекарств, LEGO Group — производитель развивающих игрушек и конструкторов.

Ключевыми норвежскими компаниями, ведущими дистрибьюторскую, коммерческую, представительскую или научно-исследовательскую деятельность в столице, являются производитель потребительских товаров и химической продукции Orkla, производитель материалов на основе кремния Elkem, производитель гофрированной бумаги и картона Elopak, один из крупнейших в мире поставщиков минеральных удобрений Yara International.

Для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, Москва развивает инновационную инфраструктуру, предлагает площадки для локализации бизнеса, использует различные формы государственно-частного партнерства, в том числе концессионные соглашения, офсетные контракты, предлагающие государственные закупки взамен на инвестиции, а также контракты жизненного цикла, обеспечивающие производителям многолетнюю загрузку мощностей.

По словам директора Городского агентства управления инвестициями Артема Барашева, на сегодняшний день в Москве созданы комфортные условия для иностранных инвесторов — это обусловливает рост прямых иностранных инвестиций, особенно из стран Европы. Например, довольно высок интерес Финляндии к столице: накопленные вложения из нее превысили 4,3 миллиарда долларов. Достаточно активно инвестируют в экономику города и такие европейские страны, как Германия, Франция, Австрия, Италия. А общий объем накопленных иностранных инвестиций в Москве на 1 июля 2021 года составил 268,5 миллиарда долларов.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Избирательный подход РЖД к доставке угля в южные порты

В июле текущего года ряд грузоотправителей был вынужден сократить перевозки экспортного угля по железной дороге в направлении портов Туапсе, Новороссийск и Таганрог, поскольку со стороны РЖД плановые погрузки урезались, а дополнительные – не согласовывались. В результате угольные терминалы этих портов были недозагружены. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) обратилась к РЖД с просьбой рассмотреть проблему и принять меры для ее урегулирования.

Вопрос до сих пор не разрешен. Вероятных причин много, скорее, это целый комплекс проблем – от недостаточной пропускной способности железных дорог в направлении южных портов до нехватки локомотивов. Однако при этом, например, такой же южный порт Тамань не испытывал затруднений с приемом угля на новом угольном терминале. Избирательный подход РЖД к исполнению заявок на перевозку угля не остался незамеченным экспертами.

Любовь Квитень

В июле Ассоциация морских торговых портов (АСОП) обратилась в Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД с просьбой урегулировать проблему, с которой столкнулся ряд грузоотправителей экспортного угля.

«При согласовании основных планов погрузки в направлении Северо-Кавказской железной дороги планы по приему к перевозке грузов значительно урезаются. Заявленные по дополнительным планам объемы грузов также не согласовываются. Так, например, в направлении морских портов по отгрузке каменного угля заявлено/принято (вагонов в сутки): Туапсе – 122/56; Новороссийск – 82/56; Таганрог – 17/10. При этом заявки подаются со значительным резервом пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в морских портах», – говорится в письме АСОП.

Также Ассоциация предупреждает, что позиция РЖД может привести к серьезным сбоям в работе портов Азово-Черноморского бассейна. Дефицит грузов для отгрузки вначале станет причиной приостановки работы отдельных морских операторов, простоя зафрахтованных судов, а затем приведет к общему снижению объемов перевалки в портах, неисполнению обязательств перед иностранными контрагентами.

Уголь, железная дорога, порты
За 6 месяцев 2021 года через морские порты Азово-Черноморского бассейна было перевалено 15,99 млн тонн угля всех типов, или в 1,8 раза больше аналогичного уровня 2020 года. Рост объемов связан с повышением цен на уголь до 108 долларов за тонну в июне 2021 года (CIF-ARA) и 128 долларов за тонну в июле 2021 года, тогда как в июле 2020 года цена составляла 50 долларов за тонну. Такой рост цен вызван повышенным спросом на уголь на западных рынках.

Сейчас 98% угля в направлении южных портов перевозится железнодорожным транспортом и большая его часть направляется в порт Тамань.

«Основным портом перевалки угля в Азово-Черноморском бассейне в 2021 году является порт Тамань, через который переваливается две из трех тонн угля. Данная ситуация сложилась вследствие наращивания портовых мощностей группы «ОТЭКО», – указывает Бегляр Новрузов, руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок (ЦСР). – Провозная способность железнодорожных подходов к порту Тамань составляет 37-40 млн тонн, а за 6 месяцев 2021 года железнодорожным транспортом в порт было перевезено 14,6 млн тонн грузов. Прогнозный объем перевозок ожидается на уровне 31-32 млн тонн при условии сохранения темпов роста первого полугодия 2021 года».

Получается, что необходимости ограничений в перевозках угля в направлении Тамани нет, считает эксперт. «Через упомянутые в обращении Ассоциации морских торговых портов Туапсе, Новороссийск и Таганрог было перевалено соответственно 1,65 млн, 0,65 млн и 0,21 млн тонн (за аналогичный период 2020 года через эти порты было перевалено 1,63 млн, 0,59 млн и 0,23 млн тонн). Несогласование заявок РЖД в направлении данных портов (сверх указанных объемов – Ред.), скорее всего, связано с увеличением нагрузки на железнодорожную сеть подходов к этим портам», – считает Б. Новрузов. Хотя у АСОП другое мнение – подходы почти наполовину недозагружены.

Деньги и другие причины
В РЖД зафиксировали резкий рост спроса на перевозки твердого топлива по альтернативным направлениям на фоне благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. «За 8 месяцев 2021 года ожидается рост перевозок угля в западном направлении на 25% к аналогичному периоду прошлого года. Наибольшее увеличение поставок угля – почти на 60% – зафиксировано в южном направлении. Погрузка в адрес портов Северо-Запада выросла более чем на 6%», – приводит предварительные данные официальный сайт РЖД.

Такая переориентация грузопотоков потребует от компании дополнительной концентрации ресурсов. «Корректировка поставок угля для РЖД даже на 1% потребует задействовать дополнительно не менее 50 локомотивов, а также порядка 1 тыс. человек по всей транспортной цепочке. В связи с этим для наиболее эффективного использования ресурсов и определения планов развития между РЖД и крупнейшими грузоотправителями необходимо установление взаимных обязательств по вывозу продукции», – пояснял ранее глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Кроме роста грузоотправлений, уже второй год летом резко вырастает пассажиропоток в южных направлениях: из-за закрытых по причине пандемии коронавируса границ ряда стран россияне выбирают отдых на отечественных морях в Крыму и на Кубани – это тоже вносит свой вклад в загруженность дорог. В текущем году на лето РЖД дополнительно назначено более 550 пар пассажирских поездов для удовлетворения спроса на поездки, из них 300 пар в южном направлении.

Частично снижают пропускную способность железной дороги и ремонты. Летом РЖД традиционно ремонтирует и меняет железнодорожное полотно. Однако летний рост пассажиропотока и ремонты обычно заранее закладываются в планы перевозок.

Комментируя «Коммерсанту» ситуацию, глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что «из-за недостаточно качественного прогнозирования проблем в планировании монополия не может в полном объеме использовать возможности роста погрузки, что создает сложности для грузоотправителей, которые в условиях роста ставок фрахта вынуждены оплачивать простои судов в портах».

Между тем перечень указанных причин, возможно, шире. За позицией РЖД по согласованию заявок может стоять желание повысить тарифы, которые сейчас заложены в контракты. Стоимость перевозки угля ниже по сравнению с другими высокодоходными товарами, а объемы больше. Сейчас в структуре экспортного грузопотока доля угля – 52,5%, нефтяных грузов – 22,2%, черных металлов – 6,9%, удобрений – 5,9%, зерна – 2,4%. Поэтому с учетом высокой загруженности железной дороги перевозить уголь не так уж и выгодно.

«Две крупнейшие сферы зависят друг от друга: объем перевозок РЖД почти на треть состоит из угля, а затраты на транспортировку составляют большую долю себестоимости топлива, – обращает внимание Александр Тимофеев, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Фактически угольщики недоплачивают относительно среднесетевого тарифа порядка 200 млрд рублей в год (в пределах 20-30% от выручки РЖД). Из-за низкого тарифа запрос на перевозку угля растет, новые, все большие объемы также оплачиваются РЖД не полностью, но недоплата уже пропорционально больше. Финансовая дыра растет и ширится».

Сейчас на перевозку угля РЖД предоставляют скидку в рамках динамического тарифа. Это сделано для того, чтобы обеспечить угольщикам Кузбасса возможность сбыта, оставив добычу выгодной. В рамках действия этого тарифа указывалось, что транспортировка угля со скидкой в направлении южных портов по крайней мере безубыточна в отличие от других направлений.

«Со стороны ОАО «РЖД» явно прослеживается неготовность к взрывным перевозкам и предпочтение в сторону перевозки наливных и зерновых грузов, которые более высокодоходны в разрезе железнодорожных перевозок, – указывает Б. Новрузов из ЦСР. – Кроме того, ОАО «РЖД» отказывает достаточно небольшим по объемам перевозок угольным грузоотправителям. Это создает риски дальнейшего продолжения трудной ситуации».

С ноября 2003 года действуют условия доступа перевозчиков к инфраструктуре РЖД, утвержденные постановлением правительства. По ним для использования железной дороги с ограничением ее пропускной способности перевозчики ранжируются по срочности, социальной значимости и статусу действующих договореннос-тей. Так, в первую очередь отправляются составы для ликвидации аварий и ЧС, для военных нужд и перевозки пассажиров на международных направлениях. Экспортные перевозки сырьевых энергетических грузов находятся в самом конце этого перечня.

Учитывая монопольное положение РЖД и существующие ограничения, найти выход из сложившейся ситуации с несогласованием заявок по поставкам угля без участия федеральных органов исполнительной власти не удастся. Но пока проблему не комментируют ни в Минэнерго, ни в Минтрансе, ни в РЖД, оставив без ответа запросы «МП».

Перспективы туманные
Проблема доставки угля в южные порты не нова. Очевидно, что вопрос комплексный и требует согласования со множеством сторон.

«РЖД пока не могут существовать без угля, но мечтают заменить его на другие грузы. Фактически объемы перевозки угля выросли по сравнению с 2020 годом в два раза, а инфраструктура осталась прежней. Появляются новые суда с большей осадкой, а порты за ними не успевают – для реконструкции причальных сооружений нужны большие вложения. В связи с этим между товарами появляется большая конкуренция. К тому же обострилась проблема нехватки локомотивов из-за возросшего пассажиропотока, здесь необходимо оплачивать простой судов в порту», – описывает цепочку проблем А. Тимофеев из РЭУ им. Г.В. Плеханова.

В краткосрочной перспективе остается лишь догадываться, какие возможные решения будут приняты: скорее всего, в направлении тех портов, где существует достаточный резерв пропускных способностей, заявки на перевозку угля частично будут удовлетворяться, в среднесрочной – очевидно РЖД продолжит развитие железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна в рамках дорожной карты.

«В случае если стороны не смогут договориться, то кратковременный спад перевалки угля в направлении трех южных портов (это 2,5% от всего объема перевалки угля за 6 месяцев 2021 года) будет считаться локальной проблемой, которая не окажет существенного влияния на общий грузооборот. В целом по Российской Федерации данного падения не будет заметно, так как оно компенсируется объемами перевалки угля в Тамани и портах других бассейнов», – полагает Б. Новрузов из ЦСР.

Морские порты №6 (2021)

Перевозки угля в 2021 году увеличатся до 416 млн т

Перевозки угля в текущем году увеличатся на 19 млн т, или на 5% в разрезе 10-летнего периода, до 416 млн т. Об этом сегодня на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама», организованном редакцией журнала РЖД-Партнер, рассказал руководитель департамента угольной промышленности Экспертно-аналитического центра ТЭК РЭА Минэнерго России Максим Чурсин.
«Ожидаемое в этом году увеличение добычи угля в России (на 5,7% г./г.) обусловлено заметно выросшей доходностью поставок на экспорт. Добыча угля в РФ за 10 лет увеличилась на 19% по сравнению с 2011-м, преимущественно за счет роста добычи энергетического угля на 14%», – рассказал спикер.

Он отметил, что за 10 лет поставки российского угля выросли на 17% по отношению к 2011 году за счет увеличения экспорта на 67%. Доля экспорта в структуре перевозок угля в России за 10 лет увеличилась с 34,6 до 52,3%.

По данным аналитического центра, доля угля в структуре перевозок РЖД в I полугодии текущего года составила 32% от грузооборота (+4% к аналогичному периоду прошлого года).

М. Чурсин также сообщил, что за 10 лет экспорт российского угля увеличился на 90% по отношению к 2011 году. За 4 года доля Китая в российском экспорте выросла с 13,7% в 2017-м, до 18% в прошлом году. За 10 лет АТР стал основным рынком поставок российского угля на фоне высоких цен.

Спикер отметил, что ключевые центры добычи угля в России располагаются вдоль основных магистралей поставок угля в восточном направлении –Трассиба и БАМа. В прошлом году экспорт угля снизился на 4,2% за счет падения поставок в западном направлении на 11%.

При текущих темпах прироста экспорта угля на рынки АТР и сохранении узких мест инфраструктуры Восточного полигона провозные мощности РЖД будут исчерпаны уже в 2022–2023 гг. Лишь успешное завершение III этапа модернизации ВП с ростом провозной мощности до 250 млн т/г поможет сбалансировать планы угольных компаний с инфраструктурными возможностями РЖД.

Объем потенциально рентабельного экспорта российского угля в восточном направлении в прошлом году на 28,3% превышает фактический (113,4 млн т). При средневзвешенной цене на уголь на уровне прошлого года расчетный объем потенциально рентабельного экспорта в восточном направлении превысил фактический на 32,1 млн т и составил 145,5 млн
Наталья Гусаченко, Журнала РЖД-Партнер

Забайкальскую генерацию заедает сбыт

СУЭК может купить ТГК-14 для своего угля

Как выяснил “Ъ”, 10 сентября должен закрыться очередной сбор заявок на покупку акций ТГК-14, где около 90% принадлежат ОАО РЖД и подконтрольному монополии НПФ «Благосостояние». Хотя это самая маленькая и дешевая из всех ТГК, у владельцев уже не первый год не выходит продать ее из-за низкого качества актива. Основным претендентом источники “Ъ” называют структуры СУЭК Андрея Мельниченко, консолидирующей угольные энергоактивы и заинтересованной в гарантированном сбыте своей продукции, который обеспечивает энергетика.

ОАО РЖД ведет переговоры о продаже своего пакета акций вместе с пакетом НПФ «Благосостояние» в генкомпании ТГК-14 с СУЭК Андрея Мельниченко, утверждают источники “Ъ” на энергорынке. По словам одного из них, другого претендента на актив, который ОАО РЖД пытается продать не первый год, пока нет и стороны близки к достижению твердых договоренностей. Источник, близкий к монополии, говорит, что их пока нет, отсутствие сделки подтверждает и собеседник “Ъ”, близкий к НПФ. Другой топ-менеджер фонда уточняет, что переговоры велись с СУЭК в начале года, но ничем не закончились.

Мы будем только счастливы, если продадим актив»,— говорит один из источников “Ъ” в НПФ.

Официально в ОАО РЖД и НПФ ход продажи не комментируют. В СУЭК “Ъ” не ответили. По информации источника “Ъ”, сбор предложений от потенциальных участников завершается 10 сентября, будут ли среди них структуры СУЭК, пока неизвестно.

ТГК-14 — генкомпания, владеющая ТЭС в Бурятии и Забайкалье. На момент реформы РАО «ЕЭС России» это был самый маленький из активов, выделенных под продажу. Установленная мощность ТЭЦ — 649,6 МВт. В первом полугодии выручка по МСФО составила 6,74 млрд руб., чистая прибыль — 422,5 млн руб.

ОАО РЖД через «Энергопромсбыт», где у монополии контрольный пакет, а остальное — у УК НПФ «Благосостояние», владеет 39,8% акций ТГК-14. Под контролем других УК фонда — еще 47,5%. «Энергопромсбыт» приобрел 49,2% акций ТГК-14 в июле 2008 года, выкупив госпакет и допэмиссию за 6,22 млрд руб.

Но исходя из текущей капитализации ТГК-14, рыночную стоимость почти 90% компании, принадлежащих ОАО РЖД и НПФ «Благосостояние», можно оценить лишь в 3,44 млрд руб.
В этот раз ОАО РЖД и НПФ «Благосостояние» хотят реализовать консолидированный пакет, говорил в марте профильный заместитель гендиректора ОАО РЖД Александр Плутник, выражая надежду на выход из актива до конца года. Попытки ОАО РЖД продать неконтрольную долю не принесли результата. Стремление к выходу из ТГК-14, пояснял в 2016 и 2020 годах ведавший в то время непрофильными активами ОАО РЖД Андрей Старков, обусловлено тем, что покупалась компания во времена, когда не было дублирующих поставщиков электроэнергии для Восточного полигона. После реализации ряда инвестпрограмм энергетиков, в первую очередь ФСК, актив стал непрофильным. Также, поясняли в ТГК-14, перед ОАО РЖД, владеющим сетями, стоит проблема соответствия закону об электроэнергетике, запрещающему совмещение генерации и передачи.

Станции ТГК-14 — угольные, в 2020 году компания, согласно ее отчету, потребила 3,3 млн тонн угля на 4,3 млрд руб.
Старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников напоминает, что СУЭК последовательно консолидирует угольную генерацию: ранее были сделки с Enel в отношении Рефтинской ГРЭС, с «Газпромом» — по Красноярской ГРЭС-2, с «РусГидро» — по Приморской ГРЭС, а четыре года назад компания приобрела несколько станций, входивших в СИБЭКО (см. также статью «Карбонарии всех стран, развивайтесь»).

В объединении добычи угля и генерации есть синергия, которая, в частности, состоит в гарантированном внутреннем спросе на уголь и даже его увеличении, говорит господин Мельников. Так, на Рефтинской ГРЭС СУЭК уже начала эксперименты по переводу ее на кузбасские угли вместо проектных экибастузских из Казахстана. Этот путь уже пройден на станциях Новосибирска. Что касается высокой углеродоемкости электроэнергии, то пока этот фактор не оказывает серьезного негативного влияния, поскольку введение платы за выбросы СО2 в регионах присутствия СУЭК не обсуждается, а уголь часто — безальтернативное топливо.

Татьяна Дятел, Наталья Скорлыгина, Илья Усов
Газета "Коммерсантъ" №163 от 10.09.2021, стр. 7

244 млн тонн угля добыли в РФ в январе-июле

Угольные компании РФ за семь месяцев текущего года добыли 244 млн тонн твердого топлива, что на 8,9% превышает показатели в аналогичный период 2020 года. Как следует из материалов Росстата, основную долю в общем объеме составил каменный уголь — 203 млн тонн.