Вагонные поставки бурого угля

Две железные дороги планируют построить из Сибири в Китай в ближайшие годы

Две железные дороги планируют построить из Сибири в Китай в ближайшие годы. Проекты входят в стратегию развития СФО

Правительство РФ включило в стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа (СФО) до 2035 года строительство двух железнодорожных коридоров в КНР: из Кемеровской области и с юга Красноярского края.

Так, первым коридором станет Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб). Обоснование инвестиций в проект по ее строительству специалисты должны подготовить к 2025 году. Ответственными исполнителями назначены власти регионов, по территории которых пойдут железнодорожные пути, Минтранс России, Минэкономразвития РФ и РЖД.

Севсиб, согласно документу, должен пройти от Нижневартовска (ХМАО) до Белого Яра (Томская область), а также от Таштагола (Кемеровская область) до Урумчи (Китай). Таким образом, под Севсибом теперь подразумевается транспортный коридор от побережья Северного Ледовитого океана до столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе КНР: он должен пройти через ХМАО, Томскую область и Кемеровскую область.

Стоит отметить, что изначально Севсиб планировали пустить по другому маршруту — из ХМАО через Белый Яр, Лесосибирск, Карабулу (Красноярский край) и Усть-Илимск (Иркутская область) к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Проект был подготовлен еще в советское время, впоследствии от него отказались.

Второй железнодорожный коридор должен пройти через Туву: по линии Курагино-Кызыл, далее — на юг, до границы РФ и Монголии и через погранпереход Цаган-Толгой – Арс-Сурь. Уже в Монголии коридор плангируют разделить на две линии. Так называемый "северный" маршрут, согласно проекту, идет на город Эрденет, примыкает к существующей Трансмонгольской железной дороге, которая через Улан-Батор и Замын-Уудэ выходит в Китай в город Эрлянь (Эрен-Хото). Оттуда есть прямой выход на Пекин и Тяньцзинь. "Западный" маршрут предполагает строительство линии от Арс-Сури через монгольский город Кобдо (Ховд) и китайский город Такешкен (Такэшэкэнь) до Урумчи. Предложения по второму коридору власти РФ ждут от правительств Красноярского края и Республики Тува, а также Минтранса, Минэкономразвития, МИДа РФ и РЖД уже в 2024 году.

Как сообщалось, в начале октября президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ вместе с властями Кузбасса, Российской академией наук (РАН) и РЖД подготовить к 1 марта 2024 года доклад о возможном строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Об этом говорилось в опубликованном на сайте Кремля перечне распоряжений главы государства по итогам совещания с членами кабмина, состоявшегося 16 августа.

Помощник президента РФ Игорь Левитин позднее уточнил журналистам, что строительство Северо-Сибирской железной дороги позволит перераспределить нагрузку на Восточном полигоне. Он также сообщил о планах соединить с помощью этой железной дороги Транссибирскую магистраль с Северным морским путем.

"У нас выстраивается Северный морской путь, уже количества ледоколов не хватает — мы сегодня перевозим 35 млн тонн, а задача стоит — 80 млн тонн, и мы видим, что очень дорого нам стоит прибавка 1 млн тонн на Восточном полигоне. Речь идет о том, чтобы выводить железнодорожные пути, подводить их к Северному морскому пути", — сказал он.

По его словам, исследования, которые проведет Российская академия наук, должны выявить дополнительную грузовую базу для этой дороги, "чтобы связать Транссибирскую магистраль с Северным морским путем".

Восточный полигон РЖД расположен в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, проходит через 14 регионов и обеспечивает железнодорожный транзит для всей России. В настоящее время РЖД реализуют комплексный проект реконструкции полигона с целью расширения железных дорог Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения дополнительного объема грузоперевозок.

 

Также о планах по строительству железной дороги из Сибири в Китай сообщал заместитель губернатора Кемеровской области по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов. Так, по его словам, проводится трассировка железной дороги от порта Ямбург до города Урумчи в Китае через Томск и Кемерово.

"Строительство железнодорожного хода от порта Ямбург до города Урумчи через Томск и Кемерово образует пересечение транспортных потоков, так называемый "железнодорожный крест". Это позволит использовать российскую территорию как уникальный ресурс между Восточной Азией и Европой, а комбинированный сухопутный и морской маршрут сократит время пути", — написал он в своем телеграм-канале 6 октября.

Также, по словам чиновника, транспортный коридор через территорию Западной Сибири в Китай имеет важное конкурентное преимущество. Он позволяет организовать движение напрямую, не пересекая границы соседних государств Монголии и Казахстана.

Впервые о создании трансграничных железнодорожных коридоров до китайского города Урумчи заговорили в марте этого года на Красноярском экономическом форуме (КЭФ). Тогда власти Кемеровской области предложили построить линию от самой южной станции Западно-Сибирской железной дороги — Таштагола. Вопрос ее трассировки до сих пор остается открытым, поскольку Кузбасс и Синьцзянь-Уйгурский автономный район отделяют Алтайские горы, причем на госгранице РФ-КНР находится природный парк "Зона покоя Укок", имеющий высокий природоохранный статус.

Тогда же на КЭФ глава Тувы Владислав Ховалыг сообщал, что совместно с Хакасией и Красноярским краем прорабатывается другой трансграничный маршрут в Урумчи со стороны южного хода Транссиба через Кызыл. По его словам, техническое задание на разработку технико-экономического обоснования железнодорожного коридора готово, уже подбирается пул заинтересованных инвесторов, готовых профинансировать разработку технико-экономического обоснования.

 

Мнение эксперта
Как считает заведующий лабораторией Сибирского федерального университета (СФУ, г. Красноярск), завотделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Антон Пыжев, Севсиб — это проект естественного развития сети железных дорог с учетом необходимости перемещения грузов с северных территорий нашей страны к ее восточным границам.

"Неверно считать, что речь здесь идет только о торговле с КНР. Отдельное важное значение для нашей торговли со всем Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) имеют порты Дальнего Востока (Владивосток, Ванино). Смысл же строительства северной ветки заключается в формировании альтернативного Транссибу маршрута поставок товаров между западом и востоком России", — пояснил эксперт Interfax-Russia.ru.

Сейчас, как объяснил специалист, грузы по Сибири могут перемещаться поездом только по Транссибирской магистрали, "которая была загруженной и до "поворота на Восток", а теперь и вовсе является "узким местом" нашей транспортной инфраструктуры".

"Сама по себе идея такого транспортного хода обсуждалась еще в конце XIX века. Сейчас проект нужен, чтобы снизить нагрузку на основной ход Транссиба от Урала до Восточной Сибири и, в конечном итоге, увеличить скорость и снизить стоимость перемещения грузов между западом и востоком страны", — добавил Пыжев.

Эксперт также обратил внимание, что изначально этот проект задумывался для опережающего освоения Нижнего Приангарья "с его огромными запасами различного сырья: от минерального до лесного".

"Научное обоснование важности этого проекта и его социально-экономических эффектов еще в 1980-1990-х годах было выполнено в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН", — рассказал он.

Однако, по словам экономиста, в постсоветское время проект забросили.

"Теперь можно надеяться на то, что нужда заставит все-таки реализовать замысел. Это важно для всей страны от Северо-Запада до Дальнего Востока", — сказал завотделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

По его словам, помимо решения федеральной проблемы, дорога даст большой мультипликативный эффект и для регионов Сибири.

"Особенно для Красноярского края — это и рабочие места для обслуживания инфраструктуры, и сокращение транспортных издержек для доставки наших экспортных товаров заказчикам", — добавил собеседник Interfax-Russia.ru.

Пыжев не исключил и негативных последствий при реализации проекта, однако отметил, что польза в данном случае значительно превышает возможный вред.

"Негативные эффекты у любого проекта неизбежны, однако в дикой тайге, без доступа к благам цивилизации современный человек жить не желает, поэтому стране необходимо строить все виды транспортной инфраструктуры и осваивать свое бесконечное пространство", — сказал заведующий лабораторией Сибирского федерального университета.

Обозреватель Наталья Пономарева
Интерфакс