Вагонные поставки бурого угля

Новости

Сервисное предприятие СУЭК в Красноярском крае отремонтирует тепловоз для космодрома «Восточный»

На Бородинский ремонтно-механический завод в Красноярском крае (входит ООО «Единая сервисная компания СУЭК») на плановый ремонт прибыл тепловоз с космодрома «Восточный».

Космодром «Восточный» в Амурской области – один из самых масштабных проектов России в XXI веке. За время его действия – с 2016 года, когда был построен первый стартовый комплекс, по август 2023 года с космодрома «Восточный» осуществлены 15 орбитальных пусков ракет-носителей, на орбиты выведены 345 космических аппаратов. В перспективе «Восточный» и город Циолковский, для которого космодром является градообразующим, планируется сделать техноцентром будущего космического кластера.

Помощниками при строительстве космодрома, а в последствии и при транспортировке на стартовый полигон космических ракет, стали тепловозы марки ТЭМ-7А. Один из них встал на ремонт в цехе РПС Бородинского РМЗ. «Космический» тепловоз отличается от «семерок», которые работают на предприятиях СУЭК. «В них установлена современная микропроцессорная система управления. Она автономно защищает машину от опасных нагрузок, которые могут возникнуть из-за неверных действий машиниста», — поясняет заместитель исполнительного директора ООО «ЕСК СУЭК» по ремонту подвижного состава Роман Заиченко. В 2021 году заводчане уже ремонтировали локомотив для «Восточного», и уже наработали определенный опыт работы с такой техникой.

На вновь поступившем тепловозе заводчанам предстоит провести мелкосрочный ремонт. Для этого на предприятии есть все необходимое: современные автоматизированные стенды, станки, испытательные комплексы, оборудование для проверки качества выполненных работ, созданы дополнительные стойловые места. «Тепловоз с космодрома «Восточный» мы приняли вне годового плана, но наши возможности позволяют нам оказать такую помощь космонавтам, без ущерба плановым работам», — уточняет Роман Заиченко.

«Когда партнеры возвращаются, это говорит, в первую очередь, о доверии – значит устроило качество работ, сроки исполнения, — уверен заместитель исполнительного директора ООО «ЕСК СУЭК» по производству Олег Тучков. — За 50-летнюю историю нам удалось сохранить и значительно приумножить наши производственные мощности, вырастить достойную смену специалистов, для которых основными ориентирами являются профессионализм, надежность и качество».

Добавим, всего за годы работы Бородинский РМЗ отремонтировал 771 тепловоз.

 

Источник: Babr24 . com

Марат Хуснуллин: России нужен БАМ-2

В России надо строить полноценный второй БАМ, вторую линию.

Об этом заявил заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин на сессии "Логистика будущего: инфраструктура как исходная точка евразийской интеграции" на полях Восточного экономического форума.

"Выход в порт Ванино - это самый быстрый способ вывезти уголь, удобрения, которые сейчас не могут быть отправлены из страны в полном объеме", - сообщил вице-премьер.

Марат Хуснуллин также отметил важность развития крупных городов с точки зрения транспортной системы, необходимость возобновлять речные перевозки, в частности, через Азово-Черноморский и Каспийский бассейны, кооперировать способы перевозки грузов - разгружая тем самым трафик перевозок.

В нынешней ситуации приоритет в развитии инфраструктуры России необходимо отдавать реконструкции и строительству автомобильных дорог, считают эксперты сессии "Логистика будущего: инфраструктура как исходная точка евразийской интеграции". Это станет быстрым решением проблемы. Основные транспортные коридоры есть, их стоит расширять по возможности и необходимости.

Отметили специалисты и необходимость привлечения частных инвесторов к реализации проектов. Хорошим примером внегосударственных инвестиций являются проекты аэропортов Владивостока и Пулкова. Для их реализации были привлечены азиатские партнеры.

"Привлекли инвесторов в некоторые наши проекты, например, в строительство первого железнодорожного моста между Россией и Китаем, он стал важным элементом инфраструктуры", - отметил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
RG . RU

В Красноярске прошла I Всероссийская спартакиада СУЭК

Она объединила 640 спортсменов, 1 200 болельщиков из регионов России от Кузбасса до Приморья. Среди участников – представители горнорудного, энергетического, логистического, сервисного дивизионов СУЭК. Спортсмены соревновались в различных дисциплинах – мини-футболе, волейболе, легкой атлетике, настольном теннисе, шахматах, прыжках на скакалке, прыжках в длину с места, перетягивании каната.

Торжественный старт соревнованиям дал генеральный директор СУЭК Александр Редькин. "Спорт – это жизнь, это движение. Если не будет движения – не будет и трудовых успехов. Спорт сближает регионы, людей, помогает почувствовать себя командой", - рассказал он о задачах проведения Спартакиады. По его словам, на всех предприятиях СУЭК есть свои спортивные команды, которые участвуют в соревнованиях различного уровня – городских, региональных, корпоративных.

И.о. министра спорта Красноярского края Денис Петровский отметил: спартакиада СУЭК стала одним из наиболее масштабных корпоративных спортивных событий на Красноярской земле за последние годы: "Нам важно, что именно наш регион выбран для всероссийской спартакиады, это с точки зрения имиджа очень показательно. У нас отличная инфраструктура, мы обладаем необходимым кадровым ресурсом, чтобы провести и организовать мероприятия такого уровня".

Спартакиада СУЭК проводилась одновременно на нескольких площадках – Центральном стадионе, Дворце спорта имени И. Ярыгина и кластере "Радуга". Высокий уровень проведения соревнований отметили все участники.
"Здорово, что СУЭК проводит такие мероприятия – масштабные, интересные. В здоровом теле – здоровый дух. Надо не останавливаться, развиваться, идти вперед и в работе, и в спорте", - уверена спортсменка из команды ООО "СУЭК-Хакасия" Мария Камелькова.

"Спасибо Красноярску – встретили тепло, спартакиада прошла на высшем уровне. Подобные мероприятия нужны – это новые друзья, новые впечатления. Считаю, что такие встречи должны стать ежегодными", - говорит спортсмен из команды АО "СУЭК-Кузбасс" Илья Елисеев.

Генеральный директор СУЭК Александр Редькин пообещал, что спартакиада станет ежегодной, каждый год она будет менять "столицу" – проходить в разных городах, где представлены предприятия Компания.

По итогам нынешней спартакиады первое место заняла команда горнорудного дивизиона из Кузбасса. Вторыми тоже стали кемеровчане, но из энергетического дивизиона. Третье место – у хозяев спортивных площадок, красноярских угольщиков.


Пресс-Центр СУЭК

Доля ископаемого топлива в энергетике ЕС находится на самом низком уровне с начала века

Наибольшее падение зафиксировали в Австрии, Болгарии, Португалии, Финляндии и Эстонии
Производство электроэнергии с помощью ископаемого топлива в ЕС за первое полугодие 2023 года оказалось на самом низком уровне с 2000 года. Об этом сообщается в докладе, опубликованном британским аналитическим центром Ember.

"Выработка электроэнергии с помощью ископаемого топлива с января по июнь была самой низкой как минимум с 2000 года и составила 410 ТВтч", - говорится в документе. В нем отмечается, что наибольшее падение зафиксировано в Австрии, Болгарии, Португалии, Финляндии и Эстонии.

При этом спад производства электроэнергии с помощью ископаемого топлива сопровождается ростом мощностей из возобновляемых источников. Выработка электроэнергии с помощью солнечных батарей в ЕС в первом полугодии 2023 года возросла на 13% по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. Ветроэнергетика выросла на 4,8%.

МОСКВА, ТАСС.

Российскому углю — дальнее плавание

Экспорт больше не достигнет уровня 2021 года
Экспорт российского угля на горизонте вплоть до 2050 года незначительно сократится, при этом существенное падение вывоза энергоугля будет компенсировано ростом поставок коксующегося угля, считают аналитики «Яков и партнеры». Ключевые потребители российского угля — Китай и Индия — в ближайшие десятилетия намерены повысить собственную добычу, поэтому российский экспорт придется переориентировать на страны Юго-Восточной Азии. По мнению аналитиков, пиковые показатели экспорта 2021 года уже не будут превзойдены.

ИД «Коммерсантъ»

Предприятия СУЭК – лучшие в Красноярском крае в сфере социального партнерства

В краевом смотре-конкурсе "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства" по итогам 2022 года в номинации "Добыча полезных ископаемых" предприятия СУЭК заняли весь пьедестал почета. Первое место – у Назаровского разреза, второе – у Березовского, замыкает тройку лидеров Бородинский разрез имени М.И. Щадова.

Конкурс ежегодно проводится Министерством экономики и регионального развития Красноярского края. Он призван содействовать распространению положительного опыта в развитии социального партнерства в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

"Для нас это не первый успешный опыт участия в краевом конкурсе, - говорит заместитель управляющего по персоналу и административным вопросам филиала АО "СУЭК-Красноярск" "Разрез Назаровский" Оксана Трушкина. - В этом году уровень социальной эффективности и социального партнерства оценивался по 18 позициям. Поэтому особенно почетно, что Назаровский разрез вышел в лидеры. Любое предприятие – это прежде всего люди, и благополучие сотрудников напрямую влияет на высокие производственные показатели. В СУЭК созданы достойные условия труда, обеспечена конкурентная заработная плата, действует объемный социальный пакет – все для того, чтобы сотрудники чувствовали себя уверенно".

Формируя комфортный климат в трудовых коллективах, СУЭК руководствуется не только Трудовым законодательством РФ – на предприятиях совместно с профсоюзами разработаны коллективные договоры, в которых закреплен перечень гарантий и льгот для сотрудников, их семей и ветеранов сверх установленных законом. Среди основных направлений коллективных договоров – качественный отдых и оздоровление, индексация заработной платы, совершенствование условий и безопасности труда.

Значительное внимание СУЭК уделяет и социальному партнерству с городами и районами, в которых работают и проживают горняцкие семьи. На всех шахтерских территориях реализуются программы благоустройства, поддержки медицины, образования, культуры и спорта.

Пресс-Центр СУЭК

СУЭК создал лабораторию контроля техжидкостей для отбора продукции после ухода западных поставщиков

Кемерово. 11 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - АО "СУЭК-Кузбасс" создало лабораторию по контролю состояния рабочих жидкостей гидросистем (гидравлических жидкостей), сообщает пресс-служба компании.

"С уходом с отечественного рынка ряда зарубежных западных поставщиков остро встал вопрос о поиске аналогов рабочих жидкостей, используемых в механизированных комплексах на угледобывающих предприятиях АО "СУЭК-Кузбасс". Для компетентного отбора поставщиков, представляющих как российских, так и азиатских производителей, в компании создана специальная лаборатория по контролю состояния рабочих жидкостей гидросистем. Ее основная задача - системный анализ гидравлической жидкости, концентрата гидравлической жидкости, воды технической для приготовления эмульсий и воды дистиллированной. Получаемые данные позволяют с высокой степенью точности контролировать состояние действующего на шахтах гидравлического оборудования", - говорится в сообщении.

Лаборатория создана на предприятии "Технологическая связь" и аттестована Кемеровским центром стандартизации и метрологии. Для оснащения лаборатории приобретены необходимые приборы: термостат жидкостный, термостат электрический суховоздушный охлаждающий, аппарат для определения характеристик вспениваемости, рефрактометр, различные виды анализаторов, вискозиметров, весов. Также закуплено 12 видов химических реактивов.

Пресс-служба отмечает, что такая укомплектованность лаборатории позволяет производить более 500 анализов в год. "Уже первые анализы рабочих жидкостей показали, что азиатские аналоги жидкости HFA (гидравлическая жидкость - ИФ) по своим качественном характеристикам не уступают западным производителям", - говорится в сообщении. Уточняется, что гидравлическая жидкость класса HFA сочетает огнестойкие характеристики воды (является основным компонентом - 90% и больше) с хорошими смазывающими свойствами и защитой от коррозии благодаря концентрированной присадке.

"Постоянное увеличение нагрузки на очистное и проходческое оборудование, работа в условиях запыленности и повышенной влажности требует применение смазочных материалов с повышенными характеристиками", - говорится в сообщении.

В "СУЭК" входят 25 шахт и разрезов, 10 обогатительных фабрик и установок, 27 ТЭС, терминал в порту Ванино (Хабаровский край), "Мурманский морской торговый порт".

22-й мировой рекорд в копилке достижений АО «Разрез Тугнуйский»

Первый день августа ознаменовался для угледобывающих предприятий СУЭК в Бурятии новым мировым рекордом.

По итогам июля в АО «Разрез Тугнуйский» экипаж экскаватора BUCYRUS-495HD№2 установил мировой рекорд производительности в месяц по отгрузке вскрышных пород, в объеме 2 185 000 м3.

BUCYRUS-495HD является самой мощной механической лопатой на предприятиях СУЭК, емкость ковша составляет 41 куб. м3. В России данное высокотехнологичное оборудование существует всего в двух экземплярах, и оба задействованы на месторождении Никольское АО «Разрез Тугнуйский».

Среднесуточная отгрузка в рекордный месяц составила 70,5 тыс. м3. Общий пробег, задействованных при вскрыше 220-тонных карьерных автосамосвалов БелАЗ-7530, составил 143 900 км., при среднем расстоянии перевозки 3,69 км., а общее количество рейсов превысило 19 500.

Машинист экскаватора BUCYRUS-495H № 2 Петр Поляков: «Рекорд установлен всем коллективом, на результат шли машинисты и помощники экскаватора, водители карьерных самосвалов, грейдеристы, бульдозеристы, горные мастера, начальники участков, диспетчера и другие. Очередное производственное достижение - это демонстрация возможностей высокотехнологичного оборудования и плод горняцкого единства!»

Пресс-Центр СУЭК

Черная дыра хакасской угольной промышленности

Угольщики Хакасии продолжают наращивать объемы добычи. Тем не менее региону необходимо увеличить гарантированный объем вывоза этого ценного ископаемого в восточном направлении. Этот вопрос находится в компетенции федерального центра.

Как стало известно 19rusinfo . ru из данных Красноярскстата, угольные предприятия республики в июне добыли на 20% больше, чем в том же месяце 2022 года. Если же смотреть на период с начала года, то выйти в плюс все равно не удалось - сказалось сильное падение зимой.

В общей сложности за первое полугодие в республике добыто на 4% меньше угля, чем в том же периоде-2022. Как показывает ежемесячная статистика, отрыв медленно, но сокращается.

Каменного угля в регионе за шесть месяцев выпущено 13 218 тыс. тонн. Несмотря на прирост последних месяцев, это все равно на 1,6% меньше, чем в январе-июне 2022.

Как отмечало 19rusinfo . ru, значительную долю налоговых поступлений формирует налог на прибыль угледобывающей отрасли. Санкционные изменения переориентировали экспортные маршруты на восточное направление, которое перегружено и неспособно вместить весь объем добытого угля. Этот вопрос неоднократно поднимался на федеральном уровне руководством Хакасии.

Угольщики Хакасии наращивают объемы добычи, НО...

В декабре прошлого года между правительством Хакасии и ОАО «РЖД» было подписано соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угольной продукции на экспорт на восток в 2023 году в размере 6,1 млн тонн. Из этого объема Хакасия экспортировала в первом полугодии 3,1 млн тонн. То есть гарантированный объем за указанный период выполнен в полном объеме.

По данным правительства Хакасии, в целом по итогам первого полугодия, из региона было отгружено 11,7 млн тонн угля. В том числе 4,5 млн тонн - на внутренний рынок, 3,1 млн тонн - на экспорт в восточном направлении и 4,2 млн тонн - в западном. Это помогло предприятиям восстановить работу.

Но резкое падение цен на уголь и высокие транспортно-логистические затраты негативно сказались на деятельности угледобывающих предприятий Хакасии. А это чревато снижением объемов добычи угля.

Хакасия попросила федералов увеличить гарантированный объем вывоза угля

«Для того чтобы наши угледобывающие предприятия смогли полноценно функционировать дальше, необходимо уже сейчас, во втором полугодии, увеличить параметры гарантированного объема вывоза в восточном направлении до 4,3 млн тонн», - комментировала заместитель главы республики, постоянный представитель Хакасии Юлия Исмагилова.

С соответствующей просьбой от правительства Хакасии она обратилась на федеральный уровень.

19rusinfo . ru

СУЭК выпустила в Енисей молодь осетра

Более 20 тысяч мальков "краснокнижной" рыбы выпустили экологи Бородинского разреза СУЭК.

Такие мероприятия – часть комплексной экологической программы Компании. Программа также включает очистку дренажных, производственных вод и поверхностного стока путем строительства и модернизации сооружений водоотведения и водоочистки, восстановление земель после угледобычи, в том числе с высадкой на них хвойных пород деревьев, мониторинг окружающей среды, повышение энергоэффективности производственных процессов и др.

Мальков вырастили для СУЭК в рыбоводном хозяйстве в поселке Приморск Красноярского края. Выпуск был осуществлен специалистами Бородинского разреза в районе поселка Атаманово Сухобузимского района. "Место выпуска молоди, как и ее объем, рассчитывается проектной организацией и согласовывается с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства, - поясняет заместитель главного инженера Бородинского разреза Константин Гапонов. - Представители Росрыболовства и Росприроднадзора также в обязательном порядке присутствуют при выпуске молоди и контролируют процесс".

Предприятия СУЭК ежегодно проводят мероприятия по восполнению водных биоресурсов. В начале июля мальков хариуса в Енисей выпустили экологи Березовского разреза. Бородинский разрез в 2022 году выпускал мальков в Прутовском мелководье, особо охраняемой природной зоне в Енисейском районе Красноярского края. В 2021 году – около поселка Атаманово Сухобузимского района. В 2020 году это был поселок Кононово Сухобузимского района.

 

Пресс-Центр СУЭК

Создание угольного кластера на Таймыре идет полным ходом

На севере Красноярского края продолжается освоение новых крупных угольных месторождений. Ископаемое топливо оттуда планируется поставлять в страны Юго-Восточной Азии по Севморпути.

Уникальное по запасам и качеству угля месторождение расположено далеко за полярным кругом
Компания «Северная звезда» (входит в холдинг AEON) активно разрабатывает на западе Таймыра Сырадасайское месторождение коксующего угля – одно из крупнейших в мире. Общие запасы угольного бассейна оцениваются в более чем в 5 млрд тонн, а на первоначальном этапе предусматривается создание разреза мощностью 5 млн тонн в год с последующим удвоением объемов.

Промышленная добыча на месторождении уже началась – осенью прошлого года первые 100 тыс. тонн таймырского угля были отправлены в Китай.

Проектом, включенным в КИП «Енисейская Сибирь», предусматривается строительство обогатительной фабрики и всей необходимой инфраструктуры, включая вахтовые поселки и аэродром.

Начало строительства – дамба, уходящая подальше от берега в море, по которой к судам будут доставлять отгружаемый уголь
Также сейчас в Енисейском заливе, немного южнее Диксона, идет активное строительство большого угольного терминала и глубоководного грузового порта «Енисей». Оттуда регулярно должны будут отходить груженые балкеры дедвейтом более 100 тыс. тонн, и при проводке атомных ледоколов типа «Арктика» доставлять заполярный уголь в страны Юго-Восточной Азии.


Врио губернатора Красноярского края Михаил Котюков на прошедшей накануне встрече с представителями инвестора выразил готовность со стороны властей региона оказать всю возможную поддержку для создания современного производства с минимальной нагрузкой на окружающую среду.

А руководство «Северной звезды» в свою очередь заверило, что компания, помимо развития самого производства, готова и дальше активно участвовать в развитии социальной инфраструктуры на севере края.

Дела.ру

РЖД продолжают фиксировать падение погрузки леса в Восточной Сибири, погрузка угля растет

Погрузка лесных грузов в Восточной Сибири в I полугодии 2023 года снизилась на 24,3% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, до 1,3 млн тонн, сообщила пресс-служа Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал РЖД).

Филиал также зафиксировал существенное снижение погрузки черных металлов - на 32,5%, до 32 тыс. тонн, а также железной и марганцевой руды - на 37%, до 1,8 млн тонн.

Между тем, по данным ВСЖД, погрузка угля в отчетном периоде выросла на 6,8%, до 14,5 млн тонн (доля угля занимает более половины от общей погрузки за полугодие - ИФ), зерна - на 18,4%, до 25 тыс. тонн, строительных грузов - в 1,3 раза, до 1 млн тонн, нефти и нефтепродуктов - на 7,1%, до 4,4 млн тонн.

В целом погрузка на ВСЖД в январе-июне 2023 года составила 28,6 млн тонн, что на 1,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Как сообщалось, РЖД с 2019 года отмечает падение погрузки лесных грузов. Между тем, погрузка угля с того времени показывает разнонаправленную динамику.

Иркутск. ИНТЕРФАКС/

Соглашение о железнодорожных перевозках угля для отопительного сезона 2023-2024 гг в регионах Сибири и Дальнего Востока подписано в Красноярске

В Красноярске в рамках бизнес-форума «Обеспечение стабильной работы энергетического комплекса в период отопительного сезона 2023-2024 гг.» КрасЖД подписала четырехстороннее соглашение с участниками перевозочного процесса «О взаимодействии по обеспечению перевозок угольной продукции в 2023 году железнодорожным транспортом на предприятия угольной генерации».

Подписи под документом поставили начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин, директор по логистике АО «Сибирская угольная энергетическая компания» Денис Рахимжанов, директор по управлению перевозками АО «Национальная транспортная компания» Евгений Гартвих и директор по развитию энергорынков и энерготрейдингу ООО «Сибирская генерирующая компания» Антон Данилов.

– Задача этого соглашения – эффективное использование организационных, технологических и инфраструктурных ресурсов для заблаговременного обеспечения топливом предприятий жилищно-коммунального хозяйства и теплоэнергетического комплекса. Подготовка к новому отопительному сезону начинается, как правило, сразу после окончания предыдущего. У нас выстроены тесные взаимоотношения со всеми участниками процесса: это и операторы вагонов, и грузоотправители, и региональные власти. Сегодня мы должны сверить часы, разбить погрузку по месяцам, чтобы поставки топлива происходили планомерно, и на начало отопительного сезона на складах СГК был сформирован запас в 6 млн тонн, – говорит Алексей Туманин.

Ритмичность поставок угля для ЖКХ и ТЭК обеспечивается в сложных условиях летне-путевых работ на железнодорожной инфраструктуре, реализации масштабных инвестпроектов и стратегической переориентации грузопотоков на восток. Для этого на КрасЖД в партнерстве с угледобывающими компаниями и собственниками подвижного состава внедряется ряд технологий, направленных на ускорение перевозочного процесса, выстраивание «бесшовной» логистики. Соглашением закреплены обязательства сторон на всех этапах – от погрузки твердого топлива в вагоны до его доставки потребителям.

Отметим, что 60% всех железнодорожных поставок бурого угля для внутреннего российского потребления обеспечивается с разрезов Красноярского края, доля каменного угля из Республики Хакасия в общем объеме железнодорожных поставок на внутренний рынок России составляет порядка 28%. В прошлом году это 28,6 млн и 9,1 млн тонн соответственно, отправленных с 12 станций Красноярской магистрали в двух регионах.

В 2022 году отгрузка бурых углей производилась потребителям в 51 субъекте страны, в их числе – 25 основных объектов теплоэнергетического комплекса. Наибольшие объемы потребления – в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также в Рязанской области. География поставок каменных углей еще более обширна – 68 регионов. В том числе, завоз топлива производился на 17 основных объектов теплоэнергетики страны.

РЖД

Два дополнительных сухих порта планируется в Кузбассе

Два дополнительных сухих порта планируется в Кузбассе для ускорения возвращения порожних вагонов с Дальнего Востока
Две крупные транспортные компании проявили интерес к строительству двух сухих портов (транспортно-логистических центров) в Кузбассе в дополнении к уже объявленному проекту такого порта, сообщил на заседании «круглого стола» «Стратегическое развитие Кузбасса. Фондовый рынок — одно из направлений развития бизнеса региона» в пятницу председатель правительства Кузбасса Илья Середюк.

Такие центры предназначены для ускорения возвращения с Дальнего Востока порожних полувагонов, отправленных туда с экспортным углем из Кузбасса. Поскольку обратно едет очень много различных грузов, порожняк возвращается медленно. «Мы обсудили с транспортными компаниями, и они предложили грузить в полувагоны контейнеры и так возвращать их обратно, что должно увеличить пропускную способность возврата, в Кузбассе же нужен сухой порт перегрузки контейнеров на платформы и возвращения полувагонов угольщикам», пояснил Илья Середюк.

По его словам, с одной компанией подобное соглашение о строительстве Кузбасского транспортно-логистического центра уже подписано ранее, и определено финансирование. И еще две крупные компании проявили подобный интерес, «мы ждем их в Кузбассе в начале июля, чтобы договориться и поставить еще два сухих порта в центре нагрузок на юге региона», сообщил председатель областного правительства. Министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев добавил ежесуточно из региона отправляется 7,5-8 тыс. вагонов с углем, но не только в восточном направлении.

В «СУЭК-Хакасия» обновляется парк карьерных автосамосвалов

В июне 2023 года на разрезе «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» введены в эксплуатацию два новых автосамосвала грузоподъемностью 130 тонн.

По традиции ввод новой техники прошел в торжественной обстановке. Директор разреза «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» Геннадий Шаповаленко пожелал экипажам эффективной, безаварийной работы и поздравил коллектив с предстоящим Днем России:

  • Такие события как сегодня убедительно доказывают, что наша страна развивает свой промышленный потенциал, у нее отличные перспективы. Особенно приятно отметить, что к трудовым достижениям мы идем при поддержке наших белорусских партнеров, бригада специалистов с завода БелАЗ отработала на высоком профессиональном уровне и обеспечила сборку и ввод в эксплуатацию новых машин в кратчайшие сроки.



Новые автосамосвалы заменят выработавшие свой ресурс машины аналогичной грузоподъемности. В отличие от ранее применявшихся новые автосамосвалы оснащены двигателями фирмы из Китайской Народной Республики Weichai (Вейчай). Первые автосамосвалы с двигателями Weichai приступили к работе на разрезе «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» в августе-сентябре 2022 года и за прошедший период зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Кстати, произведены двигатели были в Российской Федерации, на предприятии «КАМАЗ-Вейчай»; комплектующие для БелАЗов изготавливаются в Белоруссии, России и КНР.

Разрез «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» является крупнейшим по объемам добычи угольным разрезом в Республике Хакасия; по итогам 2022 года объем добычи составил 9,6 млн тонн угля.
Пресс-центр СУЭК

Приморские угледобывающие предприятия СУЭК возглавил Андрей Костарев

Назначен новый генеральный директор ООО «Приморскуголь» и АО «Лучегорский угольный разрез». Управлять приморскими активами СУЭК с 1 июня будет Андрей Костарев.

На предприятиях Сибирской угольной энергетической компании он работает с 2002 года, пройдя путь от главного специалиста до директора по экономике и финансам ООО «СУЭК-Хакасия». Андрей Костарев имеет два высших образования: окончил Красноярский государственный технический университет по специальности «Экономика и управление на предприятии», получив квалификацию экономиста-менеджера, а также Национальный исследовательский технологический университет МИСиС по специальности «Горное дело», имея квалификацию горного инженера. Является доктором экономических наук, имеет ряд ведомственных и корпоративных наград.

Отметим, что руководство Сибирской угольной энергетической компании уделяет приоритетное внимание развитию угледобывающих предприятий в Приморье. Как ранее отмечал генеральный директор СУЭК Максим Басов, максимальный рост производительности запланирован в крае на Лучегорском угольном разрезе.

Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР

Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР, выбивая австралийских поставщиков за счет более привлекательных цен

Китай возобновил импорт угля из Австралии после 2-летнего перерыва, и первая партия достигла берегов КНР в феврале этого года. По данным S& P Global, за январь–апрель Китай заключил 8-10 сделок на покупку твердого коксующегося угля из Австралии на условиях FOB.

Правда, объемы маловаты. В 2017–2020 годах КНР импортировала из Австралии по 42 млн тонн в год. После неофициального запрета Пекина объемы в 2021-м снизились до нуля, а по итогам 2023-го, как считают аналитики S&P, они едва достигнут 8-10 млн тонн, хотя сейчас закуплено только 620 тыс. тонн.

Причина не возвращения австралийского угля на рынок Поднебесной — это уже не политика, а экономика. Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР, выбивая австралийских поставщиков за счет более привлекательных цен.

S&P прогнозируют экспорт угля из РФ в КНР по итогам 2023-го на уровне 22-24 млн тонн. Монголия тоже увеличивает поставки. В марте ее экспорт достиг 4,76 млн тонн, что почти в 4 раза больше, чем в феврале. В Everbright считают, что КНР импортирует до 41,8 млн тонн угля из Монголии к концу текущего года, на 63% больше показателей 2022-го. Скачок поставок связан с работой новой ж/д коммуникации между странами. К слову, если РЖД начнет работать, а не обещать, потенциал роста есть и у российских поставок.

Российскому углю ищут место в будущем

Минэнерго видит угрозу планам по росту экспорта
К 2040 году мировой спрос на уголь может упасть на 65%, а крупнейшие покупатели российского угля Индия и Китай — выйти на самообеспеченность, говорится в презентации аналитического центра ТЭКа Минэнерго. Это может поставить под угрозу заявленные планы роста угольного экспорта из РФ, который на деле к 2040 году может драматически сократиться. Чтобы этого избежать, рекомендуется снижать себестоимость добычи и наложить мораторий на рост железнодорожных тарифов и налогов для отрасли.

 

Россия к 2040 году может столкнуться со снижением мирового спроса на уголь на 25–65% в зависимости от сценариев, следует из презентации аналитического центра ТЭКа Минэнерго РФ под названием «Горизонт 2040» (есть в наличии “Ъ”). К концу периода доля угля в мировом энергетическом балансе снизится в 2 раза, а доля ВИЭ вырастет в 2,5 раза.

Так, согласно умеренному сценарию, мировой спрос на уголь сократится с 8 млрд тонн в 2022 году до 6 млрд тонн к 2040 году. В случае ускоренного энергоперехода спрос упадет до 2,8 млрд тонн.

При этом потребление энергетического угля будет сокращаться быстрее, чем металлургического.

В этих условиях для России будет существовать сразу несколько рисков. Снижение спроса на уголь в Китае и Индии за счет выхода ими на самообеспеченность может привести к снижению экспорта российского угля до 22–172 млн тонн в зависимости от сценария. Для сравнения: в 2022 году экспорт угля из РФ составил 211 млн тонн. При этом для российских компаний будут сохраняться текущие внешние ограничения, вызванные санкциями: дисконты относительно мировых бенчмарков, проблемы со страхованием российских грузов и фрахтом балкеров.

После начала боевых действий на Украине и резких изменений в торговых отношениях власти РФ не делали попыток долгосрочных прогнозов развития угольной промышленности. В последний раз будущее отрасли описывалось в утвержденной в 2020 году программе развития, где как консервативный, так и оптимистический сценарии предполагали увеличение спроса на уголь на внешнем рынке к 2035 году. Ожидалось, что экспорт угля из РФ в любом случае вырастет до 259–392 млн тонн.

В презентации аналитического центра ТЭКа отмечается, что для реализации планов по росту экспорта до 324 млн тонн к 2040 году необходимо, чтобы РФ «стала страной, которая поставит последнюю тонну угля» на мировой рынок за горизонтом 2050 года.

 

Для этого нужно снизить его себестоимость продажи, которая на 2021 год составляла $70 за тонну, в 1,5 раза, для чего предлагается наращивать добычу угля открытым способом. Также авторы презентации предлагают наложить мораторий на индексацию тарифов ОАО РЖД сверх плана и изменение налоговой и административной нагрузки, развивать углехимию и налаживать отношения с дружественными странами—импортерами российского угля, в первую очередь с Индией.

Правительство может увеличить НДПИ на уголь в четвертом квартале
Сергей Гришунин из НРА сомневается в радикальном падении спроса на энергетический уголь в мире, так как львиная доля его потребления приходится на азиатские страны, которые очень взвешенно подходят к вопросам декарбонизации и предпочитают обновлять угольные электростанции вместо их закрытия. По мнению аналитика, если спрос на энергетический уголь упадет, то и цены на него упадут, что приведет к закрытию большей части экспортных угольных мощностей в мире, что через некоторое время вернет цены на приемлемый уровень — $130–150 за тонну. Аналитик также полагает, что сравнительно низкая себестоимость добычи угля в России даже с учетом транспортного плеча позволит большей части российских производителей остаться на мировом рынке при снижении спроса. Он также отмечает, что рост продаж металлургического угля требует значительных маркетинговых усилий из-за изначально более жестких требований металлургов к качественным характеристикам угля.

Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина, Коммерсантъ

Уголь выпадает из приоритета

Железнодорожники ждут на востоке более доходные грузы
В ОАО РЖД считают, что, если экспортные отправки угля из основных добывающих регионов на восток, которые сейчас идут в приоритетном порядке, перевести в обычную для угольного экспорта категорию очередности, можно существенно увеличить перевозки более доходных грузов. Речь идет о 2 млн тонн в квартал нефтепродуктов, руды, удобрений и других товаров. Эксперты, однако, уточняют, что поставки угля «лучше выстроены», а реальный прирост перевозок высокодоходных грузов может оказаться меньше прогнозов монополии.

“Ъ” ознакомился с расчетами ОАО РЖД к заседанию правкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Из них следует, что отказ от приоритета в отношении перевозок экспортного угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию приоритета для экспорта угля позволит за квартал дополнительно вывезти порядка 2 млн тонн дорогостоящих грузов, «преимущественно нефтепродуктов (0,8 млн тонн) и черных металлов (1 млн тонн), удобрений, зерна и ряда других номенклатур».

Сейчас, согласно временным правилам определения очередности перевозок грузов на Восточном полигоне, перевозки угля на экспорт из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии на восток идут в приоритетном порядке. Соответствующие поручения были даны президентом РФ и правительством, на их основе ОАО РЖД заключило с регионами соглашения о гарантированных объемах вывоза. В результате уголь из этих регионов на восток едет в третью очередь, сразу после перевозок воинских грузов и грузов для ликвидации ЧС, а остальной угольный экспорт — в шестую, после нефтепродуктов и многих других категорий грузов.

Как следует из материалов ОАО РЖД, в первом квартале вывоз угля по поручениям президента на восток составил 24,4 млн тонн при гарантированном объеме 24,8 млн тонн — это свыше 90% от всех экспортных перевозок угля на восток (26,7 млн тонн).

Перевозки из Кемеровской области отстали от плана на 1,9%, составив 14,8 млн тонн, из Хакасии — на 28% (1,1 млн тонн из 1,5 млн гарантированного объема), а перевозки из Бурятии и Якутии, напротив, превысили квоту на 100 тыс. тонн. Из регионов, не входящих в число приоритетных, при небольших объемах чаще наблюдается рост к 2022 году, однако, например, экспорт из Новосибирской области на восток полностью остановился (при экспорте 0,4 млн тонн в первом квартале 2022 года).

Представитель ЭЛСИ (объединяет компании «Эльга Уголь» и «Сибантрацит») подтвердил остановку экспорта угля из Новосибирской области на восток из-за нехватки провозных возможностей, поставки переориентированы на порты юга РФ.

Угольная продукция занимает на Восточном полигоне доминирующее положение (70% от экспортного грузопотока), и «фиксация этих объемов существенно ограничивает возможности других отраслей российской экономики», сообщает ОАО РЖД. По оценке компании, по итогам первого квартала ограничение потребности в вывозе продукции российских предприятий в восточном направлении составило порядка 4,9 млн тонн грузов, в том числе 1,7 млн тонн нефтеналивных грузов, 0,8 млн тонн черных металлов, 0,5 млн тонн удобрений, 0,3 млн тонн грузов в контейнерах, 0,2 млн тонн зерна и 1,4 млн тонн прочих грузов.

«Осуществление экспортных перевозок угольной продукции, в том числе из отдельных регионов, только в рамках шестой очереди временных правил в целях обеспечения приоритизации перевозок неугольных грузов с более высокой валовой добавленной стоимостью в восточном направлении позволит увеличить вклад в экономику страны в размере до 25 млрд руб., доходы ОАО РЖД — до 1 млрд руб.»,— сообщается в материалах. В ОАО РЖД от комментариев отказались.

Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, 11 апреля:

«Я надеюсь и даже с высокой долей вероятности скажу, что по итогам года РЖД план вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении, который мы подписали на 53 млн тонн, выполнят. У меня уже, наверное, сомнений не остается, думаю, что они выполнят».

Между тем угольщики не слишком довольны даже текущей ситуацией. Так, в феврале на совместном заседании комиссий при Госсовете по направлениям «Транспорт» и «Энергетика» говорилось о том, что квота на вывоз экспортного угля из Кузбасса, утвержденная ОАО РЖД, на 9,9 млн тонн ниже, чем предусмотрено поручениями президента (63 млн тонн).

При этом тарифная нагрузка для угольных компаний Кузбасса, по их данным, за 2022 год выросла на 66–97% для энергетического и на 44–72% для коксующегося угля. По мнению главы комиссии по энергетике Сергея Цивилева, следовало бы ввести мораторий на рост тарифов на перевозки угля и возобновить ранее отмененные скидки за дальность для экспортных перевозок.

В то же время отправители нефтепродуктов также борются за место в очереди на восток.

 

В конце апреля директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов сообщил, что Минэнерго направило в правительство предложение о переводе железнодорожных поставок нефтепродуктов на Дальний Восток как в экспортном, так и внутрироссийском сообщении из пятой категории очередности в четвертую. Ранее на этом настаивали нефтекомпании (см. “Ъ” от 28 марта).

ФАС предлагает субсидировать перевозки топлива для ТЭС на Дальнем Востоке
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров напоминает, что приоритет поставок нефтепродуктов во внутреннем сообщении на Дальний Восток и так должен увеличиться в связи с переводом их в категорию субсидируемых. По его мнению, постоянные изменения правил очередности деструктивны с точки зрения планирования грузопотоков. Также эксперт полагает, что поставки угля на экспорт ведутся маршрутами с порожним возвратом, с задействованием большой доли инновационного парка, что обеспечивает высокую ритмичность. И если понизить приоритетность этих поставок, нет никакой гарантии, что другие грузы заместят их эффективно.

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин, Коммерсантъ

НИКОЛАЙ ШУЛЬГИНОВ ОБСУДИЛ С ГЕНДИРЕКТОРОМ СУЭК/СГК МАКСИМОМ БАСОВЫМ ПЛАНЫ РАБОТЫ КОМПАНИЙ

Николай Шульгинов и генеральный директор СУЭК/СГК Максим Басов на рабочей встрече обсудили планы работы компаний, в том числе сотрудничество с зарубежными партнёрами из дружественных стран АТР.

Так, Министр и глава энергокомпаний рассмотрели развитие российской угольной отрасли в условиях перестройки логистических цепочек.

СУЭК рассматривает возможности наращивания обьёма поставок ресурсов в дружественные страны как за счёт увеличения морских отгрузок, так и развития сухопутного экспорта.

Министерство энергетики РФ.

К согласованию перевозки угля по Енисею могут привлечь красноярцев и лесосибирцев

В правительстве РФ подтвердили планы по организации енисейского угольного пути в Азию.

Вопрос организации перевозки угля в страны Юго-Восточной Азии по Енисею с использованием портов Красноярска и Лесосибирска могут вынести на общественные слушания. Об этом заявили в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ в ответ на обращение к ним Красноярской региональной общественной организации «Экологически чистый и свободный от коррупции край».

Министерство природных ресурсов РФ, понимая всю критичность экологической обстановки в Красноярске и Лесосибирске, пишет, что считает важным и обязательным согласовать с населением через процедуру общественных слушаний эту угольную инициативу», — прокомментировал ответ ведомства председатель организации Павел Гудовский.

Напомним, что о планах федеральных властей перевозить кемеровский уголь в страны ЮВА по Енисею и далее по Севморпути стало известно в феврале 2023. Грузить его на корабли собираются в Красноярском и Лесосибирском портах. Меж тем, как говорят в Енисейском речном пароходстве, которому эти порты и принадлежат, свободных мощностей для этого у них нет.

Также известно, что реализацию проекта планируют поручить некой московской компании «РечТрансЛогистик», принадлежащей двум красноярцам. Первая — пробная — партия должна составить порядка 30 000 тонн. Других деталей на сегодня незвестно. К тому же, в Минприроды РФ Гудовскому заявили, что никакой официальной информации об этой «угольной инициативе» ни они, ни их краевые коллеги не получали.

Деловой квартал, Красноярск

Сотрудники АО «СУЭК-Красноярск» включились в городской двухмесячник по благоустройству

Угольщики наводят порядок на территории перед административным зданием – по результатам районных конкурсов благоустройства ее неоднократно признавали одной из образцовых в Центральном районе Красноярска. Кроме того, уже много лет сотрудники СУЭК "шефствуют" над мемориалом воинам-интернационалистам на Поклонной горе.

В шахтерских городах и на предприятиях СУЭК в Красноярском крае субботники по погодным условиям перенесены на май. В акциях по благоустройству горняков поддерживают "серебряные" волонтеры – ветераны угледобывающих предприятий, и старшеклассники из трудовых отрядов Компании.

Вместе они проводят не только традиционные весенние субботники. В Бородино, например, трудотрядовцы в 2021 году выступили с инициативой ежемесячных "генеральных уборок" городских памятников, которую поддерживают до сих пор. Такое внимание к истории малой родины высоко оценено СУЭК – в 2022 году ребята стали победителями межрегионального конкурса волонтерских проектов "Траектория добрых дел", проводил который Фонд "СУЭК-РЕГИОНАМ". В этом же году молодежная команда СУЭК из Бородино вошла в число победителей краевой акции "Субботник 2.2". В Назарово добровольцы-угольщики, ветераны и отрядовцы ежегодно проводят уборку и обновляют пешеходные мосты в эко-парке "Березовая роща". В Шарыпово участники трудовых отрядов СУЭК при поддержке Компании и Фонда "СУЭК-РЕГИОНАМ" продвигают идею раздельного сбора бытовых отходов.

В Красноярском крае встал на модернизацию самый большой в отечественной угольной промышленности экскаватор

Речь идет о роторном экскаваторе-гиганте ЭРШРД-5250. Высота машины 51 метр – примерно как семнадцатиэтажный дом, весит он около 4 000 тонн, за час может добывать 4 500 тонн угля. Всего в России два таких экскаватора, и оба – на Березовском разрезе СУЭК в Шарыповском муниципальном округе Красноярского края.

Модернизацию в настоящий момент проходит ЭРШРД-5250 с порядковым номером 139/2. Одним из основных мероприятий на нем станет установка современной системы автоматической подачи смазочного материала. В год машина потребляет до 800 кг смазки, с новой системой ее количество будет составлять 450 кг. "Раньше во время технического обслуживания экипажу приходилось вручную дозировать смазку. Теперь на машине будет установлена автоматизированная система густой смазки, - рассказывает старший механик отдела главного механика филиала АО "СУЭК-Красноярск" "Разрез Березовский" Александр Шеин. - Удобство состоит в том, что смазочный материал будет поступать тогда, когда это необходимо, и дозироваться ровно в том количестве, которое выработал экскаватор".

Еще один плюс системы в том, что она оснащена компьютером-контроллером, с помощью которого горняки смогут отслеживать весь процесс подачи смазочного материала. Что в свою очередь положительно должно сказаться на надежности и долговечности работы важнейших узлов и механизмов экскаватора. Ранее такая система была установлена на "экскаваторе-близнеце" – ЭРШРД-5250 № 139/1, и отлично себя зарекомендовала.

Кампания по ремонту и модернизации техники на предприятиях СУЭК в Красноярском крае ведется круглогодично. Ее задачи – обеспечение высокого коэффициента готовности оборудования для обеспечения динамичных поставок угля для нужд энергетики региона и Сибири.

Пресс-ценр СУЭК

Руководитель «Приморскугля» и «Лучегорского угольного разреза» рассказал о планах развития предприятий

Модернизация приморских угледобывающих предприятий СУЭК, повышение заработной платы и улучшение условий труда – таковы основные темы, которые интересовали коллективы ООО «Приморскуголь» и АО «Лучегорский угольный разрез» в ходе прямой линии с генеральным директором Алексеем Самойленко. Встреча состоялась в онлайн режиме.

Открывая прямую линию, руководитель рассказал о достижениях приморских горняков за первый квартал текущего года. За первые три месяца план по добыче угля перевыполнен как в разрезоуправлении «Новошахтинское», так и на Лучегорском угольном разрезе. При этом РУ «Новошахтинское» планирует увеличить добычу с нынешних 3,5 до 5 млн тонн в год на разрезе «Павловский №2».

«Увеличение добычи вызвано растущей потребностью угля для Приморской ГРЭС. Оно будет поэтапным: в 2024 году планируем добыть 4 млн тонн, в 2025 году и далее по 5 млн тонн ежегодно. Мы разработали новую инвестиционную программу, сейчас она находится на утверждении в головном офисе СУЭК. Для выполнения увеличенных планов будет приобретено новое высокопроизводительное оборудование», - отметил Алексей Самлойленко.

Особое внимание руководство Сибирской угольной энергетической компании уделяет Лучегорскому угольному разрезу.
«Если говорить об активах СУЭК в Приморье, то Лучегорский угольный разрез является одним из лидеров по инвестициям среди всех предприятий, входящих в группу. В этой связи на нас возложена особая ответственность за выполнение всех планов по добыче и отгрузки угля, а также общего развития приморских угледобывающих предприятий. Мы получаем большое количество новой техники. Уже поставлено 8 автосамосвалов БелАЗ, они собраны и запущены в работу, два 150-тонных самосвала Sany. Среди поступившего оборудования также два бульдозера Shantui, автогрейдер СДМ-25, всего их придёт два. Поступает и вспомогательное оборудование», - подчеркнул руководитель.

Одним из основных вопросов, который традиционно интересует все рабочие коллективы, стало увеличение заработной платы. Алексей Самойленко сообщил, что оплата труда на предприятии растёт и будет увеличиваться в дальнейшем. В текущем году произошла индексация на 12%, были подняты оклады и часовые тарифные ставки. По итогам года также ожидается рост зарплат, связанный с повышением производительности труда. Кроме того, ежемесячно производятся дополнительные стимулирующие выплаты работникам горнотранспортных комплексов в зависимости от количества выполненных высокопроизводительных смен.

Вопросы коллективов касались и улучшения условий труда. Так, было отмечено, что на Лучегорском угольном разрезе активно решается проблема с жилищным обеспечением работников, привлекаемых на работу вахтовым методом – в планах утверждена постройка вахтового посёлка. В свою очередь, в разрезоуправлении «Новошахтинском» приступили к ремонту помещений под раздевалку и душевую в депо по ремонту подвижного состава для сотрудников Артёмовского ремонтно-монтажного управления. Окончание работ планируется на конец мая. После ремонта освободившиеся места будут переданы сотрудникам участка горных работ.

В завершении было отмечено, что ответы на все вопросы, которые не успели озвучить в ходе прямой линии, будут даны работникам в течение ближайших двух недель.

 

Пресс-Центр СУЭК

Корпоративный музей СУЭК пользуется рекордной посещаемостью

Более тысячи ста посетителей побывало в марте в музее Шахтерской славы Кольчугинского рудника. Это в два раза выше среднемесячных показателей.

Повышенный интерес к корпоративному музею СУЭК вызван несколькими факторами. В рамках традиционного творческого детско-юношеского профориентационного конкурса «СУЭК-Кузбасс»: наш СУЭК, наш Кузбасс!» одна из номинаций предусматривает проведение профориентационного или краеведческого мероприятия в музее с привлечением представителей, шефствующих над учебными заведениями предприятий. И сразу несколько школ реализовали свои креативные варианты использования музея. Например, учащиеся и родители гимназии №18 совместно с шахтоуправлением имени А.Д. Рубана провели игру по мотивам популярной телепередачи «Форт Боярд». За каждое пройденное «шахтерское» испытание гимназисты получали ключ с подсказкой. В завершение «старец Фура» задал вопрос, правильный ответ на который позволил попасть в сокровищницу, где хранится «золото» форта – рекордный Уголь!

Музей также стал центром проведения городского профориентационного мероприятия для старшеклассников, на котором ребята познакомились с многообразным миром шахтерских профессий. Школа №8 и лицей №4 организовали специальные экскурсии для подростков из группы риска.

Особенно большой поток посетителей пришелся на время весенних школьных каникул - ежедневно по три-четыре экскурсии для учащихся самого разного возраста. Также в музее побывали представители фирм, сотрудничающих с предприятиями компании «СУЭК-Кузбасс», съемочные группы ряда федеральных СМИ.

  • В этом году у музея Шахтерской славы Кольчугинского рудника юбилей – десять лет со дня открытия, - говорит заведующая музеем Елена Чикурова. – Мы рады, что интерес к музею у ленинск-кузнечан и гостей города не снижается. Общее число посетителей уже превысило сорок тысяч, среди них - представители более чем сорока стран мира почти со всех континентов. Стараемся разнообразить экспозицию, проводить нестандартные мероприятия. В честь юбилея планируем обновить фотовыставку в нашем конференц-зале. Будем продолжать знакомить наших гостей, особенно юное поколение, с историей рудника, которому в этом году исполняется уже 140 лет, и с главной профессией региона – шахтер.



Напомним, что музей Шахтерской славы Кольчугинского рудника, согласно рейтингу, входит в пятёрку лучших корпоративных музеев России. Он многократный лауреат Всероссийского конкурса «Корпоративный музей» в различных номинациях. Также музей признавался победителем Конкурса коммуникационных проектов «КонТЭКст» в номинации «Имиджевые коммуникации» и регионального этапа конкурса «МЕДИАТЭК» в номинации «Социальная инициатива». Был призером Всероссийского конкурса лучших практик работодателей в социогуманитарной сфере «Создавая будущее».

Резидент АЗРФ создаст на Таймыре акваторию для приема грузовых судов, выполняющих вывоз угля Сырадасайского месторождении

Объект будет построен в соответствии с утвержденным Правительством РФ планом развития Северного морского пути на период до 2035 года
Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проведение дноуглубительных работ в рамках строительства акватории грузового причала и канала морского угольного терминала Сырадасайского месторождения. Проектные отметки дна при строительстве объекта составят минус 16 м – для маневренно-операционной акватории причала, минус 16,2 м – для канала на выход груженых судов, что позволит заходить в порт «Енисей» крупным навалочным судам дедвейтом более 100 тысяч тонн. Строительные работы будут выполнены в рамках реализации проекта по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре резидента Арктической зоны России (АЗРФ) «Северная звезда» по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Выполнить все работы по дноуглублению акватории грузового причала и канала на выход груженых судов планируется уже в навигацию 2023 года. Объект будет построен в соответствии с утвержденным Правительством России планом развития Северного морского пути на период до 2035 года. Застройщиком выступит ФГУП «Гидрографическое предприятие».
Напомним, что морской порт «Енисей» создаётся на берегу Карского моря и является одним из ключевых объектов проекта компании «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. В состав порта войдут грузовой причал, береговая зона и соединительная дамба, где будет установлена конвейерная линия и судопогрузочная машина. Площадь территории морского порта «Енисей» составит более 20 га. Также в комплекс войдут склады, где одновременно сможет храниться до 1 млн тонн готовой продукции.
«Развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему является одной из важнейших задач, поставленных президентом России и обозначенных в плане развития СМП. Планируется, что с 2026 года морской порт «Енисей» обеспечит дополнительную грузовую базу Северного морского пути в объеме более 5 млн тонн в год, - рассказал генеральный директор ООО «Северная звезда» Игорь Хафизов. – Отдельную благодарность выражаю экспертам Главгосэкспертизы России за высокий профессионализм в работе, поскольку только слаженными усилиями на каждом этапе можно максимально эффективно решить поставленные задачи и достигнуть планируемых объёмов грузопотока по СМП».
«Налоговые льготы и административные преференции режима АЗРФ дают возможность создавать в российской Арктике как малые и средние предприятия, так и крупномасштабные проекты, серьезно влияющие на развитие экономики страны. Один из таких проектов - освоение Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. Компания «Северная звезда» при поддержке государства вносит значительный вклад в повышение грузооборота по Северному морскому пути, создание инфраструктуры транспортного коридора», - сообщил заместитель директора департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ Владимир Гудков.
Он отметил, что на сегодняшний день с КРДВ подписано 580 соглашений об инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ. Резиденты фактически вложили в проекты 77 млрд рублей, создали свыше 6,5 тыс. рабочих мест. Для бизнеса на 5 лет обнулены налоги на имущество, землю и прибыль, 10 лет действует субсидирование 75% объема страховых взносов для вновь созданных рабочих мест, предусмотрены возможности получения земли и применения процедуры свободной таможенной зоны. КРДВ сопровождает деятельность резидентов от упаковки до запуска проекта, поддерживает в операционной деятельности, оказывает услуги и предоставляет полезные сервисы.
Напомним, проект компании «Северная звезда» реализуется при государственной поддержке со стороны Правительства Российской Федерации, Минвостокразвития России, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и Правительства Красноярского края, включен в перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации, имеет статус резидента АЗРФ, а также включен в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» и имеет статус регионального инвестиционного проекта (РИП).
Справка:
ООО «Северная звезда» (входит в холдинг AEON) реализует проект по освоению Сырадасайского месторождения угля, расположенного в 110 км юго-восточнее посёлка Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд тонн. Проект включает в себя создание угольного разреза мощностью 5 млн тонн в год на первом этапе и 10 млн тонн в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры, в том числе морского угольного терминала, автодороги, вахтового посёлка, электростанции и других объектов.
К настоящему времени на месторождении завершено строительство вахтового посёлка на 600 человек, где создана вся необходимая для комфортного проживания работников инфраструктура, построена автодорога протяжённостью 52 километра от морского порта до угольного разреза, идёт подготовка к строительству двух теплоэлектростанций.
Проектная документация по разработке Сырадасайского угольного месторождения прошла Государственную экологическую экспертизу. В результате комплексной оценки определено, что реализация проекта не несет угрозу для экологической безопасности Арктической зоны.

РЖД предупредили о возможном снижении экспорта угля из Хакасии

ОАО "РЖД" предупреждает о возможном снижении экспорта угля из Хакасии из-за роста заявок угольных компаний на внутренний рынок вместо заявленных ранее экспортных объемов.

"Вывоз на восток угля из Хакасии на экспорт сдерживается выросшими объемами его же внутрироссийских перевозок: местные угольщики выиграли тендеры на поставку топлива для предприятий Бурятии. По правилам такой груз при приеме к перевозке имеет больший приоритет, поэтому занимает собой основной объем. А вот бурятский уголь - "где родился, там не пригодился" - и массово идет за рубеж, используя свободные мощности Транссиба восточнее Улан-Удэ", - сообщил телеграм-канал РЖД.

В компании отмечают проблемы с выгрузкой вагонов на Дальнем Востоке в портах Посьет и Ванино.

"Чтобы дать им возможность справиться с прибывающими вагонами и не забивать все подъездные пути под завязку, с начала месяца ввели 5 ограничений на отправку грузов. Из-за этого суммарно потеряли в погрузке туда 221 тысячу тонн", - сообщает компания.

На юге перебои отмечались в портах Темрюк, Кавказ и Новороссийск, в марте было введено 17 конвенций, недогружено 193 тысячи тонн.

"Не всегда можем в полной мере использовать провозную способность БАМа. Магистральные локомотивы слишком долго простаивают в депо у сервисных компаний, из-за чего происходят досадные сбои в доставке", - подчеркивают в РЖД.

Москва. INTERFAX.RU -

Железные дороги меняют время на деньги

Расширение БАМа предложено компенсировать тарифом для порта Ванино

ОАО РЖД рассчитало, что для завершения в срок предусмотренных во втором этапе программы модернизации БАМа и Транссиба работ на участке Комсомольск—Ванино компании нужно с 2024 года на три года повысить тариф для грузоотправителей на Ванино-Совгаванский узел на 15%. Общий рост должен составить 28%, но часть его будет профинансирована за счет кредитов. Прецедентов введения такого инвесттарифа на железной дороге пока не было, и аналитики сомневаются, что грузоотправители согласятся без получения взамен приоритетного права на проезд по инфраструктуре, который по закону дать нельзя.

ОАО РЖД определилось, какой инвестиционный тариф намерено взять с грузоотправителей, отгружающих на Ванино-Совгаванский узел, если монополия будет поставлена перед необходимостью ввести 14 объектов второй очереди БАМа в срок.

“Ъ” уже сообщал о предложенной ОАО РЖД корректировке, предполагающей перенос ввода 14 объектов на участке Комсомольск—Ванино с 2024 на 2025 год (см. “Ъ” от 12 декабря 2022 года и от 23 января). В результате номинальная провозная способность участка снизится на 24 млн тонн (в ОАО РЖД уточняют, что фактически лишь на 8,6 млн тонн), и этот грузопоток предлагали переориентировать на погранпереход Нижнеленинское—Тунцзян и порты Транссиба. При этом не все ведомства были согласны на перенос. В результате правительство поручило Минтрансу, Минстрою и ОАО РЖД дополнительно его рассмотреть, а если окажется, что перенос невозможен, обдумать возможность введения инвесттарифа для грузоотправителей на Ванино, чтобы профинансировать проведение работ в ранее запланированный срок (см. “Ъ” от 9 марта).

Как сообщается в письме первого заместителя гендиректора ОАО РЖД Вадима Михайлова в профильные ведомства в ответ на поручение, вариант максимального приближения сроков ввода этих объектов, проработанный ОАО РЖД, предполагает открытие рабочего движения в 2024 году по 13 объектам и в 2025-м — по наиболее сложному объекту «второй главный путь на перегоне Чепсары—Монгохто и реконструкция нечетной горловины станции Ландыши».

Расчеты инвесттарифа показали, что для формирования источников инвестиций с 2024 года тариф на перевозки угля в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла на три года начиная с 2024 года нужно увеличить на 28%.

«С учетом привлечения кредитных ресурсов потребное увеличение тарифов на перевозки угля составит около 15%»,— говорится в письме.

В ОАО РЖД отказались от комментариев. «Чтобы форсировать увеличение провозной способности участка Комсомольск-на-Амуре—Ванино, прорабатывается возможность установления инвестиционного тарифа, который будет относиться только к перевозкам по этому участку,— говорит источник, близкий к компании.— Это видится справедливым, учитывая достаточно узкий круг основных интересантов проекта». Такая мера позволит не возлагать дополнительную тарифную нагрузку на других грузоотправителей, добавляет он. Угольные компании, работающие через Ванино, от комментариев отказались или не ответили на запрос “Ъ”.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не припоминает прецедентов такого тарифообразования для отдельных грузоотправителей.

По его мнению, решение повысить тариф на всех участках, в том числе на существующей инфраструктуре, для угля на Ванино противоречит логике. Более логично было бы брать инвесттариф для дополнительной грузовой базы, рассчитанной на пользование строящимися участками. Но это ставит вопрос о необходимости гарантий провоза этих грузов в обмен на инвесттариф, что приводит к необходимости введения приоритета для них, а он на железной дороге не допускается. Господин Бурмистров также сомневается, что существует нормативная база, позволяющая ОАО РЖД ввести подобный инвесттариф.

Как сроки сдачи морских терминалов адаптируются к новым транспортным реалиям
Прежде уже предпринимались попытки точечно профинансировать расширение инфраструктуры на БАМе и Транссибе за счет отдельных грузоотправителей, однако все упиралось в дискуссию о приоритете. Так, в 2018 году Дмитрий Босов предлагал построить Северомуйский тоннель-2 на БАМе за свои средства, но взамен просил для «Сибантрацита» приоритетное право пользования этой инфраструктурой (подробнее см. “Ъ” от 15 июля 2019 года). Переговоры успехом не увенчались. В 2021 году «Эльгауголь», обсуждая строительство дороги необщего пользования до Охотского моря, был готов сам проинвестировать этот проект, но просил у ОАО РЖД приоритетный доступ к инфраструктуре на пять лет ее строительства, и ведомства и регионы воспротивились этому (см. “Ъ” от 24 и 30 августа 2021 года).

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин, Газета Коммерсант

С опорой на свои силы

В ближайших планах СУЭК - рекордные инвестиции

Сибирская угольная энергетическая компания сейчас дает четверть всей годовой добычи угля в России.

По итогам 2022 года компания в очередной раз подтвердила статус одной из ключевых в экономике Сибири по целому ряду показателей: доле в топливно-энергетическом комплексе, налоговым отчислениям в бюджеты всех уровне, количеству рабочих мест.

Сибирская угольная энергетическая компания сейчас дает четверть всей годовой добычи угля в России. Также это один из основных производителей тепла и электроэнергии. В прошлом году в регионах СФО доля угольной генерации выросла почти на 14 процентов-маловодье привело к снижению выработки на ГЭС. Угольщики СУЭК оказались готовы к этому вызову и увеличили добычу, показав в Красноярском крае исторический рекорд-свыше 34 миллионов тонн твердого топлива.

Не будет преувеличением сказать, что от СУЭК зависит энергобезопасность региона. Ведь именно она обеспечивает топливом все ключевые региональные ТЭЦ и ГРЭС, основные объекты жилищно-коммунального хозяйства. В условиях сибирского климата их бесперебойная работа-вопрос жизненно важный.

  • Компания вносит существенный вклад в развитие угольной промышленности. Наибольший удельный вес по добыче угля на территории Красноярского края, составляющий 68,9 процента, занимают разрез "Бородинский имени М.И. Щадова", разрез "Березовский" и разрез "Назаровский". Прошлый год стал для красноярских предприятий СУЭК очень успешным. Они достигли максимальных за последние десятилетия объемов добычи, добыв почти на 40 процентов больше, чем в 2021 году, - заявил "РГ" министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Александр Ананьев.


В этом году, кстати, региональные предприятия СУЭК продолжают демонстрировать высокие темпы работ. На текущий момент они суммарно добыли свыше 5 миллионов тонн угля. Это примерно на 15 процентов больше аналогичного периода 2022 года.
СУЭК является одним из ключевых участников КИП "Енисейская Сибирь". Это, напомним, суперпроект, который объединяет Красноярский край, Туву и Хакасию. Десятки инвестиционных бизнес-планов во всех ведущих отраслях, совокупные запланированные вложения в которые превышают два триллиона рублей.

Планы угольщиков масштабно представлены в Хакасии. Это, в частности, проект дальнейшего развития обогатительной фабрики, а также повышение объемов добычи угля на разрезе "Черногорский".

В Красноярском крае на этот год у СУЭК серьезные планы по капиталовложениям. Они запланированы на уровне 4 миллиардов рублей. Основных инвестиционных направлений два: модернизация производства и экология.

Компании удалось значительно продвинуться в вопросах технологической безопасности. В прошлом году СУЭК столкнулась с дефицитом некоторых комплектующих из-за рубежа. Но у нее есть собственные ремонтные подразделения, объединенные в 2022 году в единую сервисную компанию. Теперь угольщики могут сами себя обеспечивать дефицитными деталями. Более того, выполнять заказы для прочих заинтересованных структур.

Андрей Федоров, генеральный директор АО "СУЭК-Красноярск":

  • Мы ведем масштабное строительство современных сооружений для очистки карьерных вод. Высокотехнологичный очистной комплекс замкнутого цикла уже построен на Березовском разрезе. На очереди-Бородинский и Назаровский. Среди других крупных проектов-продолжение реконструкции горных работ на Бородинском разрезе, повышение эффективности комплекса глубокой переработки угля на Березовском разрезе. Наши предприятия продолжают стабильно обеспечивать электростанции, ТЭЦ и объекты жилищно-коммунального хозяйства топливом. Объемы добычи и отгрузки угля остаются стабильно высокими.

Прямая речь

Максим Басов, генеральный директор АО "СУЭК":

  • У СУЭК накоплен колоссальный запас мощности, а продуманная стратегия и управление позволяют нам быть готовыми к любым рыночным поворотам. В предыдущие годы и сейчас эти процессы активно продолжаются. Компания модернизировала добывающие, перерабатывающие и логистические мощности, а действующая программа по развитию сервисных и вспомогательных подразделений дает уверенность в том, что наши предприятия будут обеспечены оборудованием и запчастями. Даже более того, смогут поставлять их и внешним клиентам.


Справка
В 2022 году СУЭК заняла 39-ю строчку в списке лучших работодателей России среди крупнейших компаний. По сравнению с 2021 годом компания смогла улучшить свои результаты на 12 позиций. А в отрасли "Энергетика, добыча и переработка сырья" СУЭК входит в топ-3 лучших работодателей.

Источник: Российская газета

РЖД предлагает построить новый трансграничный переход для увеличения экспорта угля

Новой точкой, где железнодорожные составы с углём могли бы пересекать границу, в РДЖ называют 150-километровый участок границы в Республике Алтай. Для этого необходимо проложить ветку от станции Абаза в Хакасии до китайского города Алтай. Такое предложение внёс на Красноярском экономическом форуме замначальника КрасЖД Лев Ткачёв.

Это потребует строительства 1 130 километров путей по горной местности, новых мостов и тоннелей, однако затраты вполне могут окупиться, ведь по железной дороге напрямую в Китай можно будет отправлять до 40 млн тонн грузов дополнительно. Это четверть всего нынешнего грузооборота.

Что бы сейчас ни говорили об увеличении мощностей Восточного полигона к 2030 году, железная дорога без новых трансграничных переходов не сможет обеспечить экспорт угля на Восток, считает Лев Ткачёв.

«На сегодня у нас предельный объём грузоперевозок — 180 млн тонн, к 2030 году будет 210–215 млн тонн. На эти объёмы уже сейчас и у Кузбасса, и у СУЭКа выработка есть. То есть мы, даже когда доведём до ума весь Восточный полигон, больше не повезём. Нужны другие трансграничные переходы».
Также частично разгрузить железную дорогу, но при этом сохранить объёмы экспорта угля помогли бы речные перевозки. Станции Абакан и Лесосибирск могли бы стать базами для погрузки угля на суда. По Северному морскому пути они могли бы вывозить из России 80 млн тонн даже с учётом ограниченного периода навигации.

Все эти предложения рекомендовано внести в стратегии развития регионов.